Рефераты. Использование методов фактического контроля в деятельности аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо должно дать подписку о том, что им сданы в бухгалтерию все документы по операциям с инвентаризуемыми ценностями, для того чтобы исключить со-ставление бестоварных документов задним числом. Во время проведения ин-вентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращаются.

По результатам фактической проверки полученные сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи должны со-ставляться в момент проведения инвентаризации, при этом составление чер-новиков с последующей перепиской не допускается. Наименования инвента-ризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по но-менклатуре и в единицах, принятых в учете. Исправления должны быть ого-ворены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и мате-риально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять не-заполненные строки. По каждой странице инвентаризационной описи должен производиться подсчет количества и сумм по указанным ценностям. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутст-вии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо пре-тензий.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц обя-зательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты кон-трольных проверок правильности оформления инвентаризации оформляются актом контрольной проверки и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

Результатами ин-вентаризации может быть установлено:

1) совпадение книжных (учетных, документальных) и фактических ос-татков. Это идеальный результат инвентаризации. Однако такое совпадение может быть вызвано заполнением описей не путем фактической проверки, а на основе книжных остатков или со слов материально-ответственного лица;

2) превышение учетных остатков над фактическими, в результате чего образуется недостача;

3) превышение фактических остатков над учетными, то есть наличие излишков товарно-материальных ценностей.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете" "выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачис-ляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества или порчи цен-ностей списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на уменьшение финансирования (фондов)".

Часть выявленной недостачи может быть списана в пределах норм ес-тественной убыли (например, усушки, утруски). Следует знать, что естест-венная убыль не может быть начислена почти по всем промышленным това-рам (инструмент, ткани, обувь и др.) и по некоторым, прежде всего штучным, продовольственным товарам (например, консервы). Начисление естествен-ной убыли производится только после инвентаризации при наличии и в пре-делах недостачи.

Следует также отличать от естественной убыли порчу ценностей, на которую материально-ответственное лицо в присутствии комиссии составля-ет специальные акты. Испорченные товары после утверждения акта руково-дителем организации должны быть реализованы (например, на корм скоту) или уничтожены, что также оформляется документально. На товары, списан-ные в результате порчи, естественная убыль не начисляется.

Если в результате инвентаризации выявлены излишки, необходимо ус-тановить истинную причину их образования. Излишки могут возникнуть вследствие ошибок в бухгалтерском учете. Однако зачастую значительные излишки создаются в результате обсчета, обмана потребителей, также путем завоза неоприходованного товара, приписок в инвентаризационных описях. Недостача или излишки могут быть также следствием пересортицы.

Пересортица товарно-материальных ценностей имеет место, если однородные товары окажутся одновременно в недостаче и в излишках, на-пример, куры I категории будут в недостаче, а куры II категории - в излишке. Причинами пересортицы могут быть:

1) ошибки материально-ответственного лица при приемке или отпуске ценностей (случайные, по неопытности);

2) злоупотребления материально-ответственного лица (искусственное создание пересортицы за счет обмана покупателей);

3) ошибочные записи в бухгалтерском учете - в этом случае на винов-ное лицо накладывается административное взыскание;

4) умышленное внесение неверных записей в первичные документы и до-кументы бухгалтерского учета в целях запутывания сортового учета товаров.

Образующаяся в результате пересортицы суммовая разница (суммовая недостача) должна быть взыскана с виновных лиц. Суммовая разница от про-дажи товара при пересортице должна быть возвращена покупателю.

К документам, представляемым для оформления списания недостач имущества сверх норм естественной убыли, должны быть приложены реше-ния следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие ви-новных лиц, либо заключение внутренней или внешней экспертизы о причи-нах порчи ценностей.

Выявленные в ходе инвентаризации факты пересортицы, могут быть урегулированы путем взаимного зачета излишков и недостач. Но это допус-кается в виде исключения только у одного и того же проверяемого лица в от-ношении имущества одного и того же наименования и в тождественных ко-личествах.

По истечении 10 дней после окончания инвентаризации все данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с данными инвентаризации.

Таким образом, инвентаризация является одним из условий правильно-сти ведения бухгалтерского учета. Она способствует реализации охранитель-ной функции бухгалтерского учета. Нарушение порядка про-ведения инвентаризации в ряде случаев может рассматриваться как условия, способствовавшие совершению преступления.

Вопрос 4 Методы фактической проверки и комплексный анализ

сомнительных хозяйственных операций в правоприменительной

деятельности.

Право требовать проведение инвентаризации при наличии для этого достаточных оснований закреплено п.25 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции".

При назначении и при решении вопроса о проведении ревизии там, где у подозреваемых лиц имеются в подотчете товарно-материальные ценности, в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация и снятие де-нежных остатков. Одновременно инвентаризация проводится и в местах (складах, магазинах), имеющих производственный контакт с подозреваемыми лицами.

В качестве оснований для назначения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут выступать данные:

о фактах обсчета, обмеривания, обвешивания потребителей, превы-шения установленных тарифов, то есть действий, за которые предусмотрена ответственность по ст.200 УК РФ "Обман потребителей";

о фактах сокрытия доходов и имущества предприятия, то есть дейст-вий, за которые предусмотрена ответственность по ст. 195 УК РФ "Неправо-мерные действия при банкротстве" (сокрытие имущества или имуществен-ных обязательств, сведений об имуществе, его размере и местонахождении, передача имущества в иное владение, отчуждение имущества, фальсифика-ция бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономиче-скую деятельность предприятия, совершенные при банкротстве или в пред-видении банкротства и причинившие крупный ущерб), ст. 196 "Преднаме-ренное банкротство" (умышленное создание или увеличение неплатежеспо-собности предприятия), ст.197 "Фиктивное банкротство" (заведомо ложное объявление о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кре-диторов), ст. 198, 199 "Уклонение от уплаты налогов";

о хищениях товарно-материальных ценностей и денежных средств; при сигналах о хищениях, связанных с пересортицей продукции;

при наличии информации о реализации неучтенных товаров пред-приятиях торговли и общественного питания, особенно если эти товары при-нимали не на "свободное место" и их можно выявить сопоставлением данных приходных документов и ярлыков на товаре;

при получении информации об изготовлении на предприятии неуч-тенной продукции, если она еще не вывезена со склада;

если имеются достоверные данные о наличии товаров, оборудова-ния, материалов, поступление которых не подтверждено приходными доку-ментами (ст. 174 "Легализация (отмывание) денежных средств и иного иму-щества, приобретенных незаконным путем", ст. 175 "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем») и др.

Этап подготовительных действий, направленный на обеспечение внезапности и эффективности проверки, начинается с организации рабочей группы, члены которой примут участие в контроле или работе инвентариза-ционной комиссии в качестве представителей общественности (как правило, это внештатные сотрудники милиции, возможно, налоговые инспекторы).

Непосредственное проведение инвентаризации начинается с прекра-щения кассовых операций, прекращения дальнейшего отпуска и приема де-нежных средств и товаров, изъятия всех приходно-расходных бухгалтерских документов в присутствии руководителя подразделения.

По этим документам материально-ответственные лица составляют по-следний к моменту начала инвентаризации товарный (материальный, кассо-вый) отчет. При необходимости просматриваются и изымаются все учетные документы (книги, журналы, ведомости). Необходимым мероприятием при подготовке к инвентаризации является пломбирование складских помеще-ний.

Следователь или оперативный сотрудник никогда не является членом инвентаризационной комиссии и не подписывает документы, оформляемые инвентаризационной комиссией. Вместе с тем по его требованию в состав инвентаризационной комиссии может быть включен ревизор или другой спе-циалист (бухгалтер, аудитор, экономист).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.