Рефераты. Использование методов фактического контроля в деятельности аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями

Для сокрытия подобного хищения расхитители:

- занижают в приходных документах количественные и качественные показатели товарно-материальных ценностей при приеме их от постав-щика, о чем составляют подложные приемные акты о поступлении товарно-материальных ценностей в меньшем количестве и низшего ка-чества по сравнению с указанными в сопроводительных депонентах;

- составляют подложные коммерческие акты о недостаче о порче груза, поступающего по железнодорожному, водному транспорту или иным путем. Акты предъявляются поставщикам товарно-материальных ценностей, которые без достаточной проверки их удовлетворяют претензии. Иногда расхитители умышленно в установленный срои на представляют указанные акты и значащиеся в них товарно-материальные ценности списываются на убытки предприятия, получающего груз;

- списывают часть поступающего от поставщика имущества на сверхнормативные потери, когда фактически их не было;

- не выдают документов или уничтожают те из них, которые под-тверждают поступление товарно-материальных ценностей в предприя-тие. Таким способом, в частности, скрывается хищение денежных средств, совершенных судебными исполнителями при взыскании их во исполнение решении, определений, постановлений и приговоров судов.

Другим способом совершения преступлений является похищение предварительно созданных неучтенных излишков имущества, которые создаются как на складе предприятия (организа-ции, учреждения), так в процессе переработки сырья в готовые из-делия и полуфабрикаты.

На складе неучтенные излишки имущества могут создаваться за счет:

- недодачи имущества их получателям (в цех, отделы, киоски, магазины и т. д.);

-списания имущества на порчу или сверхнормативные потерн, когда фактически их не было;

- списания имущества на естественную убыль но максимально до-пустимой (предельной норме), тогда как фактически убыль была ниже этой нормы;

- списания имущества в отходы, полученные при его подработке в количествах, превышающих фактические.

В процессе переработки сырья в готовые изделия и полуфабрикаты расхитители применяют различные способы создания неучтенных из-лишков в зависимости от назначения предприятии (организации, уч-реждения).

Если неучтенные излишки создаются в процессе работы предприя-тия, вырабатывающего продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, то расхитители изготов-ляют неучтенную продукцию или из нелегально приобретенных сырья и полуфабрикатов, или из излишков, созданных преступным путем на предприятии.

Для создания неучтенных излишков продукции на предприятиях общественного питании расхитители используют способы, аналогичные применяемым на производстве.

Если хищения неучтенных излишков товаров совершаются при их продаже, то расхитители в зависимости от условий работы прибегают к иным способам: завышают цены на товары, обмеривают, обвешивают, обсчитывают, продают товары низшего сорта по цене высшего.

Данная общая классификация способов хищения имеет большое значение, так как названные способы определяют методику расследо-вания. При этом особо важную роль играет подразделение на хищение имущества, оприходованного по документам и неоприходованного.

Вопрос2 Особенности возбуждение уголовного дела и

первоначальные следственные действия.

Основанном для возбужденна уголовного дела о хищении служит совокупность признаков, указывающих на совершение преступления, которые в каждой деле индивидуальны и зависят от характера посту-пивших материалов. Применительно к хищениям, совершаемым с уча-стием должностных лиц, наиболее типичными и часто встречающимися признаками являются:

- задержание с поличным -- похищенным имуществом;

- правильно установленные недостача или излишки материальных ценностей и денежных средств, возникновение которых материально ответственные, лица не могут объяснить;

- обнаружение в складском, производственном и других помещениях материальных ценностей, не отраженных к документах;

- оплата труда работников предприятия из личных средств долж-ностных лиц;

- выплата денежных средств предприятия за изготовление продук-ции, не отраженной в учете;

- факты нелегальной реализации или приобретения имущества, готовых изделий, строительных материалов и др.;

- необоснованное начисление и выплата заработной платы лицам, не работавшим в данной организации, и работникам, не выполнявшим работу;

- неоднократная выплата денег одному и тому же работнику за одну и ту же работу;

- получение должностными лицами части денег, необоснованно на-численных и выплаченных;

- неправильное определение количественных и качественных харак-теристик принимаемого или отпускаемого имущества, связанное с со-зданием неучтенного резерва его, в частности, путем использования измерительных приборов, искаженно отражающих количественные и качественные показатели;

- прием или отпуск имущества должностными лицами без оформле-ния документами;

- перевозка государственного или общественного имущества в коли-честве, превышающем указанное а сопроводительных документах, или даже без таковых;

- наличие на предприятии большого числа рекламаций, указываю-щих на систематическое недовложение сырья в изготовляемые изде-лия или замену дорогостоящего сырья малоценным;

- нелегальное приобретение должностным лицом промышленного предприятия сырья с оплатой его из личных средств;

- продажа товаров из подсобных помещений, минуя кассу;

- неофи-циальная продажа частным лицам изделий, вырабатываемых предприятием;

- обнаружение фальсифицированных товаров;

- систематическое использование неучитываемых бланков докумен-тов, отражающих движение имущества, вместо предписанных бланков строгой отчетности;

- представление подложных документов па списание материальных ценностей и денежных средств;

- указание в документах завышенных данных об объеме и стоимо-сти выполненных работ;

- подлоги в учетных документах;

- сокрытие от учета части изделий и указание в документах зани-женных данных об изготовленной продукции,

- завышенное против фактически израсходованного списание в рас-ход имущества;

- списание в расход средств на якобы закупленное и оприходован-ное но подложным документам имущество, фактически не поступав-шее па предприятие;

- завышенное списание в расход имущества под видом различные утрат (на естественную убыль, отходы, порчу, потери и т. д.);

- реализация в предприятиях торговли неоприходованных товаров;

- преждевременное уничтожение документов, срок хранения которых не истек (пропусков на вывозимое имущества и т. д.);

- систематическое нарушение правил заполнения документов, даю-щее возможность фальсифицировать показатели имущества,

Данные, указывающие на перечисленные и другие признаки хище-ний, могут содержаться в поступающих к следователю, прокурору за-явлениях, сообщениях. Должностные лица нередко представляют материалы ревизия или инвентаризации, в результате которых устанав-ливается недостача материальных ценностей или денежных средств. Признаки хищения могут так же обнаруживаться органами дознания в ре-зультате проведения ими оперативно-розыскных мероприятий.

Нередко решить вопрос о возбуждении уголовного дела о хищениях невозможно на основе поступивших материалов без дополнительного сбора информации. В подобных случаях проводится предварительная проверка поступивших заявлений и сообщений путем получения пись-менных и устных объяснений от лиц, которые в какой-то мере могут быть ответственны за нарушение закона или причастны к выявлению преступного факта, однако без производства следственных действий, а также проведения инвентаризаций.

Уголовное дело по факту недостачи, выявленной инвентаризацией, воз-буждается после того, как проверяющий, используя средства, имеющиеся и его распоряжении, несомненно, установит факт недостачи и иссле-дует ее причины доступными ему методами.

Дела о хищениях при непосредственном обнаружении органом до-знания признаков преступления чаще всего возбуждаются:

а) в про-цессе расследования других дел о хищениях и связанных с ними, взяточничества, частнопредпринимательской деятельности, обмана по-требителя, спекуляции и др.;

б) в результате проведения органами дознания оперативно-розыскных мероприятий.

В первом случае при установлении основании к возбуждению уго-ловного дела обычно выделяются в особое производство материалы (иногда и следственные акты), в которых содержатся фактические данные, указывающие на признаки хищения.

Одним из наиболее убедительных оснований к возбуждению уголовного дела во втором случае является задержание участников пре-ступления с похищенным имуществом, которое осуществляется в по-рядке реализации имеющихся у органов дознания сведений о хище-ниях и сводится к непосредственному обнаружению органом дознания признаков преступления.

Обычно подобному задержанию предшествует определенная под-готовка к нему. Она заключается в том, что органы дознания в тече-ние некоторого времени наблюдают за развитием событий, чтобы убе-диться в достоверности сведении о готовящемся или совершенном хи-щении.

Непосредственное обнаружение органом дознания хищений может быть обосновано выявленными до возбуждения уголовного дела доку-ментами, предметами, указывающими на признаки хищения. Такие документы могут быть представлены с рапортом должностного лица соответствующему начальнику органа дознания, в котором указы-вается, когда и где определенные документы были изъяты в резуль-тате проведения оперативно-розыскных мероприятий.

После возбуждения уголовного дела следователь начинает рассле-дование с изучения соответствующих материалов, послуживших осно-ванием к возбуждению уголовного дела и решения вопроса о том, какие факты из упоминаемых в первичном материале необходимо исс-следовать и в какой очередности.

До проведения первоначальных следственных действий следова-тель проводит ряд подготовительных организационных мероприятий:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.