Рефераты. Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

Для Пенсионного фонда России и государственных управляющих компаний Минфин планирует размещать данные бумаги по закрытой подписке. Для участников рынка предполагается размещение этих бумаг на аукционе. Особенность такого инструмента - отсутствие вторичного рынка. При этом с целью обеспечения ликвидности для инвесторов, приобретших ГСО, предусмотрена возможность выкупа данных облигаций эмитентом, а также их обмена на рыночные облигации федерального займа.

В результате в 2005 году был образован новый сегмент рынка государственных ценных бумаг. В последующем объем и доля государственных сберегательных облигаций в совокупном долге, выраженном в бумагах, будут увеличиваться.

Для развития рынка ГКО/ОФЗ Минфин и Банк России предложили ввести «базовые» выпуски облигаций федерального займа и восстановить институт первичных дилеров на рынке ГКО/ОФЗ. Особенностью «базовых» выпусков станут:

- стандартность срока размещения облигаций: 3, 5, 10 и 15 лет;

- предоставление эмитентам более обширной информации об объемах и сроках размещения новых выпусков.

Кроме того, в случае введения института первичных дилеров будет ограничена доля одного инвестора в базовом выпуске до уровня не более 35%. На сегодняшний день это требование является наиболее сложным.

В связи с введением базовых выпусков Минфин России добровольно накладывает на себя определенные ограничения в части проведения эмиссионной политики, вызванные предварительным объявлением сроков и объемов размещения базовых выпусков облигаций. С целью минимизации рисков и сохранения возможности оперативно влиять на происходящее на рынке Минфин будет доразмещать облигации путем проведения аукционов.

Введение базовых выпусков тесно связано с введением института первичных дилеров. Введение такого института может качественно изменить роль всех участников рынка ГКО/ОФЗ. В этом есть как «плюсы», так и «минусы».

Путем введения института первичных дилеров Минфин России минимизирует свое участие на вторичном рынке в связи с наличием гарантированной возможности размещать бумаги на первичном рынке.

Первичные дилеры (не более 15-20 организаций), принимая на себя обязательства по гарантированной покупке заранее определенного объема облигаций на аукционах и поддержанию рынка в ликвидном состоянии за счет выставления двусторонних котировок, получили бы эксклюзивное право работать с Министерством финансов и расширять свою клиентскую базу.

Принятие подобной схемы позволило бы повысить ликвидность рынка ГКО/ОФЗ в целом и отдельных его выпусков в частности, расширить базу владельцев ГКО/ОФЗ, создать основу для развития рынка производных инструментов, где в качестве базы активов выступили бы государственные облигации [32, c.38].

Однако существует ряд сложностей по запуску института первичных дилеров. Введение данного института возлагает на участников рынка определенные обязательства перед Минфином в части выкупа облигаций на аукционах и поддержания ликвидности их базовых выпусков. Проведенные переговоры с участниками рынка свидетельствуют о том, что банки не стремятся стать первичными дилерами. Уровень участия банков - потенциальных первичных дилеров на переговорах - в аукционах не превышает 1% от объявленного объема эмиссии Минфина, что пока не позволяет эмитенту отказаться от существующей системы размещения государственных ценных бумаг.

Минфин готов уже в этом году начать осуществление выпусков стандартных сроков обращения и раскрывать больше информации об их объемах и датах размещения. Однако очень сложно принять решение о введении института первичных дилеров: первичных дилеров - 20, каждый из них выкупает 1% объема выпуска, что составляет 20% от объявленного выпуска. Что же происходит с оставшимися 80%-ми Минфин не может гарантировать их размещение.

Наличие вопросов и отсутствие четких ответов требует от Минфина дополнительного рассмотрения темы введения первичных дилеров.

В 2005 году привлечение за счет размещения госбумаг составило 210 млрд. руб. при этом погашено около 85 млрд. руб. Таким образом, наблюдается чистое привлечение 125 млрд. руб. Однако законом о бюджете определен верхний предел государственного внутреннего долга. На 1 января 2006 года он зафиксирован на уровне 988 млрд. руб. По оценкам Минфина, объем долга по государственным ценным бумагам составит около 890-910 млрд. руб. на начало 2006 года [ 3 ].

В июле 2005 года Правительством РФ были рассмотрены итоги исполнения программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации за 2004 год и одобрены проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год.

Программа на 2006 год формировалась с учетом Долговой стратегии, предусматривающей:

- снижение государственного долга Российской Федерации к ВВП;

- проведение консервативной политики в области государственных

заимствований, предусматривающих возможность использования средств Стабилизационного фонда РФ для погашения государственного внешнего долга;

- замещение государственного внешнего долга внутренними

заимствованиями;

- развитие национального рынка государственных ценных бумаг.

В рамках дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг, Минфин России ставит перед собой следующие задачи на 2006 г.:

- повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах;

- учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг;

- оптимизация стоимости заимствований и платежного графика с целью снижения кредитных рисков и обеспечения возможности гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

Для реализации этих задач Минфин России считает возможным увеличить в 2006 году на 28 млрд. руб. (по сравнению с 2005 годом) объем привлечения на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций.

При разработке Программы государственных внутренних заимствований РФ на 2006 год Минфин России исходил из необходимости одновременного развитии: двух сегментов рынка государственных ценных бумаг -рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. С этой целью, в 2006 году планируется увеличить объем рынка ГКО-ОФЗ на 100,0-117,0 млрд. руб. при объеме предложения ГСС 70,0-75,0 млрд. руб.

Такая политика обеспечит последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации [34, c.15].

В 2006 году за счет размещения государственных ценны бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 238,20 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 68,44 млрд. руб. Чистое сальдо по привлечение государственных ценных бумаг составит 169.76 млрд. руб. При этом, по видам государственных ценных бумаг привлечение распределится следующим образом: по ОФЗ-ПД - 81,03 млрд.руб., по ОФЗ-ФК - 25,27 млрд.руб., по ОФЗ - АД - 60,97 млрд. руб., по ГСО - 70,93 млрд. руб.

В 2006 году, как и в 2005, Минфин России планирует отказаться на рынке ГКО-ОФЗ от краткосрочных заимствований (до 1 года). Как представляется, потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечено операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций, а также путем выпуска облигаций Банка России (ОБР).

В 2006 году заимствования на рынке государственно внутреннего долга в основном будут носить средне-долгосрочный характер.

При планируемой доходности по краткосрочным инструментам (до 1 года) -- до 6,0% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам -- 7,0% и 8,5% соответственно, в 2006 году Минфин России планирует разместить по номиналу ОФЗ на сумму 175,0-- 180,0 млрд. руб. (из них 81--82 млрд. руб. будет приходиться на среднесрочные инструменты, а остальные -- на долгосрочные) и ГСО -- 70,0-73,0 млрд. руб. (в том числе 10,0 млрд. руб. -- со сроками погашения до 1 года). Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2006 году будет приходиться около 96% от запланированного объема заимствований.

В результате исполнения в 2006 году Программы государственных внутренних заимствований РФ государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличится с 913,22 млрд. руб. на начало 2006 года и до 1 093,75 млрд. руб. -- на начало 2007 года. При этом сумма рыночной составляющей в составе государственного внутреннего долга возрастет до 770.52 млрд. руб.

Так как объем государственных внутренних заимствований в 2006 году увеличивается, а также принимая во внимание рост абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание также будут возрастать и составят в 2006 году 66,07 млрд. руб. [ 3 ].

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2006 год на погашение иных долговых обязательств предполагается направить 42,0 млрд. руб., в том числе на компенсационные выплаты по дореформенным сбережениям граждан -- 40 млрд. руб.

В 2009-2010 гг. Минфин, скорее всего, вынужден будет сократить объемы привлечения. Это вызвано значительным уменьшением объема погашения внешнего долга. По оригинальному графику погашения внешнего долга до 2009 года погашается от 10 до 15 млрд. долл. ежегодно. В 2009-2010 гг. данный показатель снизится до 5 млрд. долл., и если сохранится концепция бездефицитного федерального бюджета, то на столько же сократится и привлечение.

Если Минфин будет следовать данной модели долговой политики на внутреннем рынке, то к 2008 г. внутренний долг в ценных бумагах увеличится до 1,5-1,55 трлн. руб. к концу 2008 года. При этом доля рыночного долга в ГКО/ОФЗ к концу 2009 года составит около 55-70%, а в ГСО - примерно 25-30% (Рис 2.3.1).

Рис.2.3.1 Оценка изменения государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах

В случае сохранения профицитного федерального бюджета и использования части средств Стабилизационного фонда на погашение внешнего долга, появляется возможность привлечь в 2007, 2008 гг. по 240-340 млрд. руб. При этом объем ежегодного погашения в ближайшие 3-4 года составит 70-110 млрд. руб. Это дает возможность достичь чистого привлечения средств на уровне 170-230 млрд. руб. Около 100-120 млрд. руб. чистого привлечения будет получено на рынке ГКО/ОФЗ и примерно 70-110 млрд. руб. - за счет операций на рынке ГСО [25, c.18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.