Рефераты. Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

Управление государственным долгом - это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволяет привлекать необходимую сумму финансирования, выполнять целевые установки Правительства Российской Федерации в отношении степени риска и затрат, а также решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в области управления государственным долгом.

Исходя из более широкого, макроэкономического контекста проведения государственной политики, Правительство Российской Федерации должно стремиться к обеспечению экономической приемлемости или устойчивости и обоснованности уровня и темпов роста (снижения) государственного долга и возможности его рефинансирования и обслуживания при самых разных обстоятельствах не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, а также удержания задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне и принятия внушающей доверия стратегии мер по сокращению чрезмерной задолженности.

Для решения долговой проблемы государства представляется интересным опыт некоторых зарубежных стран, например Италии, экономическая ситуация которой в 1970-х -- начале 1980-х годов была сходна с экономическим положением нашей страны в 90-х годах прошлого века.

Так для снижения объема государственной внутренней задолженности в Италии был учрежден специальный фонд, управляемый казначейством, задача которого состояла исключительно в выкупе обращающихся государственных ценных бумаг на вторичном рынке. Доходы фонда складывались главным образом из выручки от продажи государственного имущества, прибыли государственных корпораций и дивидендов по принадлежащим правительству Италии акциям [31, c.26].

Что касается сегодняшней России, то реформирование системы управления государственным внутренним долгом Российской Федерации должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления государственным внутренним долгом и порядок их взаимодействия.

В качестве субъекта управления государственным долгом Российской Федерации в соответствии со статьей 101 «Управление государственным и муниципальным долгом» Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации.

Однако помимо Правительства Российской Федерации субъектами управления также выступают Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента управления государственным внутренним долгом Российской Федерации, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному долгу и зарубежным активам Российской Федерации, Правительственная комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и др.

Управление государственным внутренним долгом России можно рассматривать в трех аспектах: организационном, правовом и финансовом. Организационный аспект требует выделения участников этого процесса, рассмотрения определенных взаимосвязей между ними, в свою очередь правовой аспект позволяет определить их права и обязанности. Финансовый аспект предполагает обеспечение финансовыми ресурсами процесса обслуживания государственного внутреннего долга [30, c.32].

Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации наиболее распространенной формой государственного внутреннего долга являются государственные внутренние займы представляется интересным сосредоточить внимание на исследовании механизма функционирования рынка государственных ценных бумаг, в особенности на вопросах их обслуживания.

Состав участников рынка государственных ценных бумаг на федеральном уровне довольно широк и включает в себя Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Внешэкономбанк, Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ), региональные торговые площадки, дилеров, уполномоченные банки и другие кредитные организации, инвесторов.

В качестве организатора, действующего в интересах государства на рынке ценных бумаг, назначают агента по управлению государственным внутренним долгом. В экономической литературе выделяют следующие «основные функции агентов государства на рынке государственных ценных бумаг:

- агентские услуги по размещению ценных бумаг в интересах эмитента;

- обслуживание платежей по ценным бумагам и обеспечение перевода денежных средств, полученных от продажи ценных бумаг, либо направляемых в погашение ценных бумаг (услуги платежного агента);

- агентские услуги по осуществлению операций на вторичном рынке ценных бумаг в интересах эмитента либо с целью стабилизации курса;

- обеспечение надлежащего учета и перерегистрации прав собственности на государственные ценные бумаги, а также осуществление депозитарных операций;

- клиринг по сделкам с государственными ценными бумагами;

- прочие услуги по погашению ценных бумаг».

Как свидетельствует практика, агентами могут быть выбраны несколько институтов, в таком случае функции между ними могут распределяться следующим образом:

- агент по размещению ценных бумаг, совмещающий, как правило, эту деятельность с деятельностью в качестве агента по операциям на вторичном рынке и агента по погашению ценных бумаг;

- платежный агент;

- регистратор, совмещающий, как правило, регистраторскую деятельность с депозитарно-клиринговой.

В том случае, когда все агентские функции возлагаются на один институт, он получает статус генерального агента государства. В большинстве стран им является национальный (центральный) банк, не является исключением и Россия [33, c.18].

Таблица 2.2.1

Агенты государства на рынке государственных ценных бумаг

Страна

Агент по размещению

Платежный агент

Австралия

Канада

Франция

Германия

Италия

Испания

Швеция

Великобритания

США

Россия

Резервный банк Австралии

Банк Канады

Банк Франции

Национальный федеральный банк

Банк Италии

Банк Испании

Государственный банк Швеции

Банк Англии

Федеральная резервная система

Банк России

-

Банк Канады

Банк Франции

Национальный федеральный банк

Банк Италии

Банк Испании

Государственный банк Швеции

Банк Англии

Федеральная резервная система

Банк России

Бюджетный кодекс РФ заложил организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 119 Кодекса обслуживание государственного внутреннего долга РФ возложено на Банк России и его учреждения. Как организатор от лица Правительства РФ он выполняет функции генерального агента или агента по обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов и государственных федеральных облигаций определен в Положении Центрального банка РФ от 25.03.2003 № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг». В некоторых случаях агентом может выступать другой специализированный финансовый институт. Так, например, по Государственному внутреннему займу 1992 года, Государственному сберегательному займу, Целевому займу 1990 года уполномоченным агентом Министерства финансов РФ является Сберегательный банк РФ.

Следует также отметить, что наряду с агентскими функциями на Центральный банк РФ возлагаются полномочия дилера, контролирующего органа, а также функции организатора денежных расчетов по сделкам с государственными ценными бумагами.

Перечень и содержание функций генерального агента и агента по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ постоянно изменяются.

В рамках политики управления государственным внутренним долгом Правительство Российской Федерации приступило к использованию государственных гарантий как способа стимулирования инвестиционной активности в отдельных отраслях экономики. Приоритет в этой области предоставлен развитию ипотечного жилищного кредитования, призванного способствовать становлению рынка ипотечных потребительских кредитов, развитию строительной отрасли [30, c.8].

С использованием механизма гарантирования обязательств субъектов экономики решаются и иные задачи, требующие участия государства: обеспечение закупочных интервенций на зерновом рынке, гарантии при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков по военным и связанным с ними рискам, страхование политических рисков при кредитовании экспорта и др.

Следует при этом учитывать, что государственные гарантии учитываются в составе государственного долга и влияют на его финансирование.

Положительные изменения в экономике страны и достигнутые результаты реализации долговой политики создают основу для изменения стратегии в области государственных заимствований на внешнем и внутреннем рынках в предстоящие годы.

В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ограничить его рост путем установления лимита (потолка, максимального значения). В США до Первой мировой войны конгресс принимал решение о каждом дополнительном выпуске и размещении облигаций займа. В 1917 году был осуществлен переход к практике установления его потолка. В ряде стран (ФРГ, Франции, Великобритании) ограничений на абсолютный размер долга нет. Главным является показатель его прироста за год, т. е. разница между суммой выпущенных и погашенных в данном году займов; при этом указанный прирост не может превышать объем предусмотренных в данном году ассигнований на капитальные вложения в федеральном бюджете и бюджете земель (ФРГ) [26, c.6].

Операции по управлению государственным долгом тесно связаны с кассовым исполнением бюджета и выполняются обычно эмиссионными банками. Эти банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним (оплачивают выигравшие облигации по выигрышным займам и проценты по процентным займам), а также производят оплату облигаций, подлежащих выкупу (часто суммы выплачиваемых процентов по государственному долгу превышают суммы его чистого прироста).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.