В этой же статье дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет) (Рис.1.1.1) [ 1 ].
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации (Рис.1.1.2).
Государственный долг подразделяется на капитальный, текущий и основной.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
В соответствии с уровнями власти (классификация по типу заемщика) публичный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг.
1
Рис.1.1.1 Классификация займов по условиям, срокам и наличию гарантий
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего [21, c.31].
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно. Таким образом, возникает проблема поиска истинного критерия разделения долга на внутренний и внешний. В этой связи интересно мнение специалистов Международного Валютного Фонда, которые классифицируют долг по виду кредитора, что согласуется с вышесказанной материальной точкой зрения. Некоторыми предлагается делить долг по рынку размещения, то есть, например, если на российском рынке государственных ценных бумаг приобретается облигация федерального займа нерезидентом, то это будет операция с внутренним долгом. До сих пор дискуссия по этой проблеме продолжается, но, сути это переливание воды из одного сосуда в другой, так как управляют внешним и внутренним долгом одни и те же государственные институты.
Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами [ 24, c.124].
Большинство государственных и муниципальных долгов различаются по степени старшинства - очередности удовлетворения претензий в случае невыполнения обязательств по долгам. В данном случае различают:
- старшие долги (обязательства исполняются в первую очередь: МВФ, Мировой банк);
- субординированные долги;
- младшие долги (глубоко субординированные) - исполняются в последнюю очередь (долги национальным предприятиям и т.д.) [25, c.15].
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Рис.1.1.2 Классификация государственного долга
В статье 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации прописан порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005г. № 189-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1148,745 млрд. рублей [ 3 ].
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основным способом покрытия бюджетного дефицита является государственные займы, которые осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам - это и есть приблизительное определение внутреннего долга [27, c.5].
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Таким образом, внутренний государственный долг по экономической сущности - это задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц и институтов негосударственного сектора, являющихся резидентами.
Далее мы рассмотрим проблему финансирования государственных расходов за счет заимствований с точки зрения их экономической необходимости и целесообразности.
Годы
Расходы
Доходы
Дефицит
Профицит
1992
19,0
15,6
3,4
-
1993
20,7
14,9
5,8
1994
23,4
13,4
10,0
1995
17,9
15,1
2,8
1996
18,6
3,7
1997
17,7
13,9
3,8
1998
17,4
12,0
5,4
1999
14,0
12,9
1,1
2000
14,5
16,0
1,5
2001
14,6
17,6
3,9
2002
19,1
19,7
0,5
2003
18,5
0,6
2004
2005
16,3
17,8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10