31. Право каждого человека на гражданство впервые было
провозглашено в статье 15 Всеобщей декларации прав человека
( 995_015 ). В статье 7 Конвенции Организации Объединенных Наций
1989 года о правах ребенка ( 995_021 ) этим правом был наделен
также каждый ребенок.
32. Принцип права на гражданство включен в Конвенцию потому,
что он предопределяет последующие положения Конвенции, касающиеся
существа, в частности те, в которых речь идет об избежании
безгражданства. Это право можно рассматривать в качестве позитивно
сформулированного обязательства не допускать безгражданства, и
поэтому оно тесно связано с пунктом "b" той же статьи. Несмотря на
признание существования права на гражданство, право на какое-либо
конкретное гражданство определяется правилами каждого
государства-участника, регулирующими вопросы гражданства, в
соответствии со статьей 3 Конвенции, которая гласит, что
государства определяют, кто является их гражданами.
Пункт "b"
33. Обязательство избегать безгражданство стало частью
международного обычного права; в Конвенции 1961 года о сокращении
безгражданства ( 995_240 ) устанавливаются правила для его
выполнения. Что касается определения безгражданства, то делается
ссылка на статью 1 Конвенции 1954 года о статусе лиц без
гражданства ( 995_232 ), которая гласит, что "термин "лицо без
гражданства" означает лицо, которое никакое государство не считает
своим гражданином в соответствии со своим законодательством".
Таким образом, охватываются только "лица без гражданства де-юре",
а не "лица без гражданства де-факто". Беженцы охватываются лишь в
той мере, в которой они также считаются лицами без гражданства
де-юре.
34. Цель этого пункта - защитить право на гражданство путем
предотвращения возникновения безгражданства. Как только человек
становится лицом без гражданства он может лишиться некоторых прав
и даже стать беженцем. В настоящей Конвенции содержится много
положений, направленных на предотвращение возникновения
безгражданства. Следует отметить, что пункт 3 статьи 7 об утрате
гражданства, лишь за одним единственным исключением, и пункт 1
статьи 8 (запрещение гражданам отказываться от гражданства, если в
результате этого они становятся лицами без гражданства) ставят
такую утрату в зависимость от предотвращения возникновения
безгражданства. Кроме того, на достижение цели предотвращения
безгражданства направлены также пункт 4 "g" статьи 6 и статья 18
главы VI о правопреемстве государств.
Пункт "c"
35. Этот пункт взят из пункта 2 статьи 15 Всеобщей декларации
прав человека ( 995_015 ). Он служит общей гарантией, имеющей
особое значение для статьи 7 настоящей Конвенции, касающейся
утраты гражданства ex lege или по инициативе
государства-участника.
36. В отношении предотвращения произвольного лишения
гражданства можно сделать несколько замечаний. Они относятся как к
веским основаниям для лишения гражданства, так и к процессуальным
гарантиям. Что касается веских оснований, то лишение гражданства
должно быть в целом предсказуемым, пропорциональным и предписанным
законом. Если оно базируется на одном из оснований, перечисленных
в пункте 1 статьи 5, то оно противоречит данному пункту. Поэтому
лишение гражданства по политическим мотивам носило бы произвольный
характер. Если же быть точнее, то в статье 7 Конвенции приводится
исчерпывающий перечень оснований для лишения гражданства. В тех
случаях, когда лишение гражданства может привести к
безгражданству, применяются запрещающие положения, которые
содержатся в пункте 3 статьи 7. Согласно этому пункту,
единственным исключением является приобретение гражданства в
результате ненадлежащего поведения заявителя (см. пункт 3 статьи
7).
37. Что касается процедурных гарантий, то следует сослаться
на главу IV, в частности на то, что решения, касающиеся
гражданства, должны содержать письменное изложение оснований и
должны быть открыты для административного или судебного
обжалования.
Пункт "d"
38. Этот пункт распространяет действие положений статьи 1
Конвенции 1957 года о гражданстве замужней женщины ( 995_158 ) на
супругов в целом, с тем чтобы отразить принцип равноправия женщин
и мужчин (см. также пункт 1 статьи 5).
Статья 5
Недискриминация
Пункт 1
39. Это положение отражает статью 14 ЕКПЧ ( 995_004 ), в
которой используется термин "дискриминация", и статью 2 Всеобщей
декларации прав человека ( 995_015 ), в которой используется
термин "различие".
40. Однако само свойство гражданства требует от государств
установления определенных критериев для определения своих
собственных граждан. Эти критерии могли бы иметь следствием в
определенных случаях установление более преференциального режима в
области гражданства. Обычными примерами справедливых оснований для
дифференциации или преференциального режима являются требование
знания национального языка для того, чтобы приобрести гражданство,
и упрощенная процедура приобретения гражданства в силу
происхождения или места рождения. Определенные случаи упрощенной
процедуры приобретения гражданства предусматриваются и самой
Конвенцией в пункте 4 ее статьи 6.
41. Государства-члены могут предоставлять более благоприятный
режим гражданам некоторых других государств. Например,
государство-член Европейского союза может предусматривать более
короткий период постоянного проживания для целей приобретения
гражданства гражданами других государств-членов Европейского союза
по сравнению с общим требованием. Это представляло бы собой
преференциальный режим на основе гражданства, а не дискриминацию
по причине национального происхождения.
42. Именно поэтому необходимо было по-разному подойти к
особенностям режима, которые не являются дискриминацией, и
особенностям, которые, возможно, равносильны запрещенной
дискриминации в области гражданства.
43. Термины "национальное или этническое происхождение"
основываются на статье 1 Конвенции 1966 года о ликвидации всех
форм расовой дискриминации ( 995_105 ) и отчасти статье 14 ЕКПЧ
( 995_004 ). Они также охватывают религиозное происхождение.
"Социальное происхождение" не было включено по той причине, что
его значение было сочтено слишком размытым. Поскольку некоторые из
различных причин дискриминации, перечисленных в статье 14
Европейской конвенции по правам человека, были сочтены не
представляющими собой дискриминацию в области гражданства, они не
были включены в перечень причин дискриминации в пункте 1 статьи 5.
Кроме того, было отмечено, что, поскольку ЕКПЧ не предназначена
для применения к проблемам гражданства, все причины дискриминации
в целом, перечисленные в статье 14, имеют отношение лишь к правам
и свободам, охватываемым этой Конвенцией.
44. Таким образом, перечень в пункте 1 содержит ключевые
элементы запрещенной дискриминации в вопросах гражданства и
направлен на обеспечение равенства перед законом. Кроме того,
Конвенция содержит множество положений, цель которых предотвратить
произвольное осуществление власти (например, статьи 4 "c", 11 и
12), что может также привести к дискриминации.
Пункт 2
45. Слово "руководствуется..." в этом пункте представляет
собой заявление о намерениях, а не императивную норму, которой
следует придерживаться во всех случаях.
46. Данный пункт направлен на предотвращение
дискриминационного применения норм в вопросах гражданства в
отношении граждан по рождению и других граждан, включая лиц,
приобретших гражданство. В пункте 1 "b" статьи 7 Конвенции
предусматривается изъятие из этого основополагающего принципа в
случае, если лица, приобретшие гражданство, приобрели его путем
ненадлежащего поведения.
Глава III
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29