Рефераты. Гражданство в международном праве

31. Право каждого человека на гражданство впервые было

провозглашено в статье 15 Всеобщей декларации прав человека

( 995_015 ). В статье 7 Конвенции Организации Объединенных Наций

1989 года о правах ребенка ( 995_021 ) этим правом был наделен

также каждый ребенок.

32. Принцип права на гражданство включен в Конвенцию потому,

что он предопределяет последующие положения Конвенции, касающиеся

существа, в частности те, в которых речь идет об избежании

безгражданства. Это право можно рассматривать в качестве позитивно

сформулированного обязательства не допускать безгражданства, и

поэтому оно тесно связано с пунктом "b" той же статьи. Несмотря на

признание существования права на гражданство, право на какое-либо

конкретное гражданство определяется правилами каждого

государства-участника, регулирующими вопросы гражданства, в

соответствии со статьей 3 Конвенции, которая гласит, что

государства определяют, кто является их гражданами.

Пункт "b"

33. Обязательство избегать безгражданство стало частью

международного обычного права; в Конвенции 1961 года о сокращении

безгражданства ( 995_240 ) устанавливаются правила для его

выполнения. Что касается определения безгражданства, то делается

ссылка на статью 1 Конвенции 1954 года о статусе лиц без

гражданства ( 995_232 ), которая гласит, что "термин "лицо без

гражданства" означает лицо, которое никакое государство не считает

своим гражданином в соответствии со своим законодательством".

Таким образом, охватываются только "лица без гражданства де-юре",

а не "лица без гражданства де-факто". Беженцы охватываются лишь в

той мере, в которой они также считаются лицами без гражданства

де-юре.

34. Цель этого пункта - защитить право на гражданство путем

предотвращения возникновения безгражданства. Как только человек

становится лицом без гражданства он может лишиться некоторых прав

и даже стать беженцем. В настоящей Конвенции содержится много

положений, направленных на предотвращение возникновения

безгражданства. Следует отметить, что пункт 3 статьи 7 об утрате

гражданства, лишь за одним единственным исключением, и пункт 1

статьи 8 (запрещение гражданам отказываться от гражданства, если в

результате этого они становятся лицами без гражданства) ставят

такую утрату в зависимость от предотвращения возникновения

безгражданства. Кроме того, на достижение цели предотвращения

безгражданства направлены также пункт 4 "g" статьи 6 и статья 18

главы VI о правопреемстве государств.

Пункт "c"

35. Этот пункт взят из пункта 2 статьи 15 Всеобщей декларации

прав человека ( 995_015 ). Он служит общей гарантией, имеющей

особое значение для статьи 7 настоящей Конвенции, касающейся

утраты гражданства ex lege или по инициативе

государства-участника.

36. В отношении предотвращения произвольного лишения

гражданства можно сделать несколько замечаний. Они относятся как к

веским основаниям для лишения гражданства, так и к процессуальным

гарантиям. Что касается веских оснований, то лишение гражданства

должно быть в целом предсказуемым, пропорциональным и предписанным

законом. Если оно базируется на одном из оснований, перечисленных

в пункте 1 статьи 5, то оно противоречит данному пункту. Поэтому

лишение гражданства по политическим мотивам носило бы произвольный

характер. Если же быть точнее, то в статье 7 Конвенции приводится

исчерпывающий перечень оснований для лишения гражданства. В тех

случаях, когда лишение гражданства может привести к

безгражданству, применяются запрещающие положения, которые

содержатся в пункте 3 статьи 7. Согласно этому пункту,

единственным исключением является приобретение гражданства в

результате ненадлежащего поведения заявителя (см. пункт 3 статьи

7).

37. Что касается процедурных гарантий, то следует сослаться

на главу IV, в частности на то, что решения, касающиеся

гражданства, должны содержать письменное изложение оснований и

должны быть открыты для административного или судебного

обжалования.

Пункт "d"

38. Этот пункт распространяет действие положений статьи 1

Конвенции 1957 года о гражданстве замужней женщины ( 995_158 ) на

супругов в целом, с тем чтобы отразить принцип равноправия женщин

и мужчин (см. также пункт 1 статьи 5).

Статья 5

Недискриминация

Пункт 1

39. Это положение отражает статью 14 ЕКПЧ ( 995_004 ), в

которой используется термин "дискриминация", и статью 2 Всеобщей

декларации прав человека ( 995_015 ), в которой используется

термин "различие".

40. Однако само свойство гражданства требует от государств

установления определенных критериев для определения своих

собственных граждан. Эти критерии могли бы иметь следствием в

определенных случаях установление более преференциального режима в

области гражданства. Обычными примерами справедливых оснований для

дифференциации или преференциального режима являются требование

знания национального языка для того, чтобы приобрести гражданство,

и упрощенная процедура приобретения гражданства в силу

происхождения или места рождения. Определенные случаи упрощенной

процедуры приобретения гражданства предусматриваются и самой

Конвенцией в пункте 4 ее статьи 6.

41. Государства-члены могут предоставлять более благоприятный

режим гражданам некоторых других государств. Например,

государство-член Европейского союза может предусматривать более

короткий период постоянного проживания для целей приобретения

гражданства гражданами других государств-членов Европейского союза

по сравнению с общим требованием. Это представляло бы собой

преференциальный режим на основе гражданства, а не дискриминацию

по причине национального происхождения.

42. Именно поэтому необходимо было по-разному подойти к

особенностям режима, которые не являются дискриминацией, и

особенностям, которые, возможно, равносильны запрещенной

дискриминации в области гражданства.

43. Термины "национальное или этническое происхождение"

основываются на статье 1 Конвенции 1966 года о ликвидации всех

форм расовой дискриминации ( 995_105 ) и отчасти статье 14 ЕКПЧ

( 995_004 ). Они также охватывают религиозное происхождение.

"Социальное происхождение" не было включено по той причине, что

его значение было сочтено слишком размытым. Поскольку некоторые из

различных причин дискриминации, перечисленных в статье 14

Европейской конвенции по правам человека, были сочтены не

представляющими собой дискриминацию в области гражданства, они не

были включены в перечень причин дискриминации в пункте 1 статьи 5.

Кроме того, было отмечено, что, поскольку ЕКПЧ не предназначена

для применения к проблемам гражданства, все причины дискриминации

в целом, перечисленные в статье 14, имеют отношение лишь к правам

и свободам, охватываемым этой Конвенцией.

44. Таким образом, перечень в пункте 1 содержит ключевые

элементы запрещенной дискриминации в вопросах гражданства и

направлен на обеспечение равенства перед законом. Кроме того,

Конвенция содержит множество положений, цель которых предотвратить

произвольное осуществление власти (например, статьи 4 "c", 11 и

12), что может также привести к дискриминации.

Пункт 2

45. Слово "руководствуется..." в этом пункте представляет

собой заявление о намерениях, а не императивную норму, которой

следует придерживаться во всех случаях.

46. Данный пункт направлен на предотвращение

дискриминационного применения норм в вопросах гражданства в

отношении граждан по рождению и других граждан, включая лиц,

приобретших гражданство. В пункте 1 "b" статьи 7 Конвенции

предусматривается изъятие из этого основополагающего принципа в

случае, если лица, приобретшие гражданство, приобрели его путем

ненадлежащего поведения.

Глава III

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.