Рефераты. Ясперс о религии

Ясперс о религии

План.

Введение

Основные понятия философии религии Ясперса.

Философская вера. Понимание философствования у Ясперса

Философия истории

Заключение

Список литературы

Введение.

В ряду великих гуманистов XX века особое место принад-лежит Карлу Ясперсу (1883--1969). Один из создателей экзистенциализма, он снискал себе лавры и на поприще психиатрии, не разделяя, впрочем, врачевание души и экзис-тенциалистское философствование, а это последнее не отде-ляя от своей жизни.

Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера.

Философия К. Ясперса заметно отличалась от других разновидно-стей экзистенциалистской философии, например хайдеггеровской, своей приверженностью рационализму, науке, демократии. Правда, и Яс-перс критически оценивал некоторые центральные идеи классической рационалистической философии (например, не принимал ее самоуве-ренный сциентизм). Их результатом, по мнению Ясперса, стало па-губное "раздробление" мира, невнимание к целостности бытия и, как следствие, пренебрежение метафизикой как учением о первоосновах универсума. Ясперовская философия энергично пролагала путь к но-вой метафизике, которой вменялось в обязанность сосредоточиться вокруг трех основных проблемных сфер, очерчиваемых категориями "всё", изначальное" и "одно". "Всё" наличного бытия -- это миф, наша "изначальность" -- это экзистенция, "одно" -- это трансценденция. В разъяснении этих категорий, охватываемых ими сфер и их единства состоит, по Яспер-су, главная задача философии. Одновременно ее выполнение имеет практический, смысложизненный характер. Мир надо осмыслить, чтобы ориентироваться в нем. "Высвечивание экзистенции" нужно нам, индивидам, чтобы обрести свою сущность. Трансценденции, ее "откровению" придается смысл религиозно-нравствен-ного спасения, приобщения к вечности.

Цель данной работы - проанализировать философию религии Ясперса.

Основные понятия философии религии Ясперса.

"Высвечиванию экзистенции" принадлежит, по Ясперсу, уникаль-ная роль в человеческой жизни. Но что такое экзистенция в понима-нии Ясперса? Об экзистенции, подчеркивает философ, можно гово-рить тогда, когда возникает решимость поставить поистине философ-ский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Ясперс отве-чает на вопрос так: ему противостоит особое бытие. "Это бытие и есть я сам в качестве экзистенции. Она -- и есть я, поскольку я не станов-люсь объектом. В ней я знаю себя в качестве независимого -- правда, при этом я не могу видеть того, что называю своим Я. Но исходя из такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть я сам. ...Итак, не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бы-тии -- возможная экзистенция". Наличному бытию -- в от-личие, скажем, от раннего Хайдеггера, Ясперс не придает решающего категориального значения. "Наличное бытие", или "здесь-бытие", эм-пирично, подвержено смерти. «Экзистенция не знает смерти, а стоит лишь под знаком взлета и падения. Наличное бытие эмпирически "здесь" , а экзистенция налична только в качестве свободы».

Он сам отмечал (на-пример, в своей "Философской автобиографии"), что начиная с ран-них своих работ разрабатывал экзистенциальную философию, ее глав-ные темы и понятия -- вопросы о мире, данном человеку, о неизбеж-ных для человека пограничных ситуациях (смерть, страдание, вина, борьба), об основных чертах эпохи. Но центральным понятием была, конечно, экзистенция. Осознавая необычность и трудность освоения этого понятия, философ вновь и вновь предпринимал настойчивые попытки с разных сторон подступиться к "экзистенциальной" стороне человеческой сущности. И если мы попытаемся без предубеждения вникнуть в смысл раздумий Ясперса, то поймем, что под эгидой слова "экзистенция" речь идет о проблемах, имеющих для индивида и чело-вечества глубинный жизненный смысл. Философ-экзистенциалист го-ворит человеку: твоя истинно человеческая экзистенция лишь тогда "налична", когда ты действуешь как свободное существо, когда не даешь самому себе и другим людям превратить себя в объект манипу-лирования; экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Этот мотив найдет развитие и в философии Хайдеггера.

Яс-перс вводит понятие "любящая борьба", или "любовь-борьба". Это "не слепая любовь", поясняет философ; лю-бящая борьба ставит другого под вопрос; человек трудно и мучитель-но постигает, наряду со своей, и другие, "чужие" экзистенции. Осо-бые препятствия на пути коммуникации -- догматизм, предрассудки, застывшая мораль, эгоистическая гордыня.

Итак, экзистенция "высвечивается" через отнесение человека к бы-тию, к другим людям (т. е. через коммуникацию). Но главное в экзи-стенции, по Ясперсу, это свобода. Вот почему экзистенция необнаружима в предметно-вещном мире, подчиненном необходимости. Сама суть экзистенции -- свобода, неподвластность объективизации, ове-ществлению.

Через пограничную ситуацию, экзистенцию и свободу человек, со-гласно Ясперсу, может "пробиться" к другому, не физическому, а ду-ховному миру. Собственно, к этому миру ведет уже простое утверж-дение: "Бог есть". "Во всех потерях остается единственное: Бог есть". Для философии, однако, этого недостаточно. Философия должна пере-ходить от "высвечивания экзистенции" к глубочайшей метафизике, где главной категорией Ясперс делает "всеобъемлющее".

Ясперс вместе с тем высоко вознес не только разум, но и веру. Однако понятие "вера" он подверг существенному преобразованию, отличив "философскую веру", с одной стороны, от "веры открове-ния", а с другой -- от знания.

Философская вера. Понимание философствования у Ясперса

Отличие веры от знания пояснено на примере Джордано Бруно и Галилея. Оба, казалось бы, попали в одинаковое положение. Суд инк-визиции под угрозой смерти требовал отречения от их научных и фило-софских убеждений. Бруно был готов отречься лишь от некоторых по-ложений, но отнюдь не главных для него; он умер мученической смер-тью. Галилей отрекся от фундаментальных тезисов новой физики -- от учения о вращении Земли вокруг Солнца. Различие тут, по Ясперсу существенное. Оно есть различие между истиной-верой, которая страдает от отречения, и истиной, которую отречение не затрагивает.

Философская вера и есть вера в истину, исходя из кото-рой я живу. Она есть только потому, что я становлюсь с нею иден-тичным. По своей внешней форме она является исторической, по фор-ме своего объективного выражения она не общезначима, но безусловна. Истина, правильность которой я могу лишь доказать, существует вне меня самого: она всеобщезначима, неисторична, безвременна, но не безусловна, ибо относится к предпосылкам и методам познания конечного. И человек вряд ли захочет умереть за правильность, кото-рая доказуема. В другом положении мыслитель, который верит в то, что от положений его веры нельзя отречься: тогда пострадает сама истина. Ни одна всеобще-безличная истина не может требовать от че-ловека, чтобы он стал мучеником. Только когда он им становится -- и именно как Бруно: не из мечтательного энтузиазма, не из чувства противоречия моменту времени, но после длительного самоопределе-ния -- то это и есть признак подлинной веры, уверенности в истине.

Однако и пример Бруно, по Ясперсу, необычен. Ибо философия имеет обыкновение концентрироваться не в положениях, которые при-нимают вид познавательных, но в мыслительных связях, которые про-низывают жизнь в целом. И если Сократ, Боэций, Бруно суть святые в философии, то они отнюдь не являются великими философами. Но они -- достойные всяческого уважения люди, сохранившие философскую веру посредством мученичества. Философскую веру, разъясняет Ясперс, ни в коей мере нельзя понимать как нечто иррациональное. (По-лярность рационального и иррационального только запутывает понятие экзистенции, как и понятие философской веры.) Однако философская, вера -- это знание, которое тесно связано с незнанием. Последнее -- через философскую веру -- наталкивается на бытие за пределами мысли, на нечто трансцендентное. И все-таки философская вера, вера мыс-лящего человека, во все времена существует только в связи с осознани-ем, с рациональным знанием. Философская вера хочет сама себя "выс-вечивать". Философствуя, я ничего не принимаю таким, каким оно мне кем-то или чем-то навязывается. Вера способна и должна становится светлее, сознательнее, должна развиваться благодаря сознанию.

Философскую веру Ясперс отличает от "веры откровения". Фило-софия, в отличие от веры откровения, не занимается пропагандой, но оставляет каждого человека как такового свободным в его решениях.

Философия не вещает и не увещевает. В философии встречаются сво-бодные люди как путешественники судьбы: "Философская вера имеет собственный источник. Но она оставляет откровение как возможность, значимую для других, хотя сама не может понять откровение. Фило-софская вера хочет не вражды, а обсуждения, не изоляции, а комму-никации, не насилия, а либеральности".

В послевоенные годы Ясперс, с одной стороны, с растущей трево-гой предупреждал об опасностях той пограничной ситуации, в кото-рую все человечество ввергло атомное оружие. С другой стороны, он выдвинул идею "осевого времени", "осевой эпохи", которую исторически связал с возникновением христианства и других, мировых религий и суть которой усматривал в следующем: "В эти эпохи сложились все те основополагающие категории, с помощью ко-торых мы сегодня мыслим; были заложены основные принципы мировых религий, исходя из которых люди живут до сегодняшнего дня. В этом смысле был сделан переход в универсальное".

На уровне фундаментальных философских концепций очевидно, что такой фундаментальный мыслитель, как Карл Ясперс, - экзистенциалист: у него можно найти убедительные формулировки этого направления мысли. "Философия,- пишет Ясперс,- не обладает объективной ценностью познания, она - сознание бытия в мире." Понятие "ситуации",- то есть чувства того, что всякий вопрос ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание перестает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим понятием экзистенциализма - этого никто не осветил лучше его. У Ясперса теория "предельной ситуации", то есть неоспоримых данностей существования, уводит философию от равномерного освещения классических схем и придает ей небывалую до сих пор патетичность. Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка - таковы новые принципы философии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.