Важнейшей идеей в этике Аквината является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности - в деятельности теоретического разума познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего, в познании абсолютной истины, т.е. Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществление блага, избежание зла. По Аквинату, без божественной благодати вечной блаженство недостижимо.
Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется объекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида».
Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего.
В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По Аквинату, зло являет собой лишь менее совершенное благо. Блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений.
Начиная с 14 в. и поныне учение Ф. Аквинского признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения. В 1323 г. Аквинский был причислен к лику святых.
Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей» и другие.
АЛЬ-КИНДИ
(800 - 870)
Арабский философ, первый представитель восточного аристотелизма, был прозван «философом арабов», или «философом бедуинов», поскольку происходил из племени Кинда, в то время как почти все арабские философы были родом из Персии или Турции. Жил в Куфе, Басре и Багдаде, где служил при дворе Аббасидов в качестве переводчика греков, астролога и наставника принцев. Также является автором изложения ряда произведений античных философов и комментариев к «Категориям», «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея.
Был тесно связан с мутазилитами. Во время халифа аль - Мутаваккиля с рационалистами подвергался гонениям. Ввел в научный оборот произведения античных философов, редактировал переводы на арабский язык с греческого через сирийский.
Как почти все первые арабские философы, Кинди был также ученым и создавал трактаты по физике и астрологии. Известно около 270 его произведений, но сохранились лишь немногие, главным образом благодаря латинским переводам, сделанным в Средние века. Большое число трактатов на языке оригинала, арабском, было обнаружено в Стамбуле. В своих сочинениях Кинди опирался на греческих философов, однако не занимался прямыми заимствованиями у Аристотеля, как Фараби, его интересовали, прежде всего, неоплатонические и неопифагорейские интерпретации аристотелизма. Оригинальным вкладом Кинди в философию является концепция четырех видов разума, которую он выдвинул в противовес концепции Александра Афродийского, комментатора Аристотеля. Кинди пытался также доказать фундаментальное согласие между откровением и спекулятивным разумом.
Аль-Кинди оказал большое воздействие на развитие арабской и средневековой европейской философии; труды Аль-Кинди переводили Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Бэкон.
Основные произведения: «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях» и другие.
Центральное место в этической концепции Фараби занимает категория добра. Мыслитель в «Социально-этических трактатах» считал, что добро, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи, а зло, в отличие от добра, связано с небытием. В "Большом трактате о музыке" исследует вопросы "науки музыки" (от характеристики структуры музыкального звука и вплоть до связи музыки с поэзией). Мыслитель в своих музыковедческих трудах всесторонне обосновал положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли. Фараби анализирует различные степени таланта человека, проявляющиеся в процессе создания музыки различных жанров. Он полагал, что прекрасное присуще самой действительности, оно - отражение реально существующих явлений бытия, социальной жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9