Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились «Два века» с анализом духа современности.
Основные произведения: «Повторение», «Страх и трепет», «Поучительные беседы», «Христианские беседы». «Деяния любви», «Два века» и другие.
Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869-1879 гг. профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью.
Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием Ницше являются идея к жизни. В человек он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое телесное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.
Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. Ницше будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех немногих, которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначала к тому, чтобы быть «общественной пользой».
Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали . Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание терпимость, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.
Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Над всем человечеством утверждает Ницше, царит бессмыслица.
Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра» и другие.
Основные произведения: «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого я», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре» и другие.
Придворный поэт ханов. До 1718 г. находился в свите хана Тауке, затем после долгих лет лишений и скитаний по казахским степям, нашел себе пристанище при дворе хана Аблая.
По статусу придворного певца он должен был восхвалять хана и его окружение. Но мудрость и знание жизни вывели его творчество за пределы исключительных интересов ханского двора. Он рассуждает свободно и широко. Тема восхваления ханов остается у него своеобразным заслоном , ширмой или, скорее всего, фоном, на котором разворачивается богатейшая сцена содержательных философских идей.
У поэта не было и тени сомнения в том, что хан прощает и казнит, воют и добивается мира и т.д. исключительно ради своего народа. Забота о народе иногда приводит его к опрометчивым решениям, от которых поэт смело пытается удержать хана, оградить его от плохо обдуманных и роковых планов.
Бухар - Жырау был праведным мусульманином. Об этом с достаточной убедительностью свидетельствует его произведение под названием «Пожелание», в котором он, как старший в роде, дает наставление молодежи. Первое и пятое из этих носят характер ортодоксального мусульманства. Так , первое пожелание гласит: «Жить, как велел Аллах». Пятое нацелено на строгое соблюдение древнего и святого пяти-временного намаза. В третьем выражается требование неукоснительно поддерживать культ предков, «верить предкам своим», что, несомненно, представляет собой искреннее преклонение поэта перед древними обычаями своего народа.
Все остальные пожелания носят сугубо светский характер и напоминают более продукты житейской и социально-бытовой мудрости, чем советы, навеянные религиозными убеждениями.
Проблема времени ставится Бухар - жырау в двух разных координатах. Во-первых, в контекстах преходящего всех явлений, предметов и тел природы во времени. Вещь, явление постоянно меняют форму своего существования, иногда настолько, что превращаются в свою противоположность.
С особенной грустью поэт говорит о времени, неумолимое течение которого изменяет человека вплоть до полной неузнаваемости, превращает гордого своим здоровьем молодца в немощного старика.
Бухар - жырау был склонен связывать кончину человека с воздействием времени и обстоятельств. Человек не может существовать во времени вечно. Он рождается, проходит разные стадии своего бытия ,
Основное произведение: «Пожелание».
Абай Кунанбаев - выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 18 г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты - Кунанбая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9