Рефераты. Великие философы мира

Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились «Два века» с анализом духа современности.

Основные произведения: «Повторение», «Страх и трепет», «Поучительные беседы», «Христианские беседы». «Деяния любви», «Два века» и другие.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР

(1788 - 1860)

Немецкий философ - идеалист. Основное сочинение - «Мир как воля и представление», Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Шопенгауэром к единому «закону достаточного основания», Субъект и объект рассматриваются в качестве соотношения моментов, из которых складывается мир, как «представление» с другой стороны, мир, взятый как «вещь в себе» представляет у Шопенгауэра как слепая безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективацией». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей - адекватных объективации воли.

Высшая ступень в ряду объективации воли - человек, существо, наделенное разумным познанием. Каждый познающий индивид осознает себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляет, по Шопенгауэру в сфере искусства и морали. Искусство - создание гения, основывающее на способности «незаинтересованного созерцания» в котором субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, уже не воспроизведение идеи, а непосредственно отражение самой воли. Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле и жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр в противовес Лейбницу называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Подлинным основанием морали Шопенгауэр считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего. Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространенность со второй половины 19 века, явившись одним из источников философии жизни предшественников ряда концепций глубинной психологии; влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Мани и другие. В 1911 г. во Франции основано Шопенгауэрское общество.

Основное произведение: «Жизнь как воля и представление».

ФРИДРИХ НИЦШЕ

(1844 - 1900)

Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869-1879 гг. профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием Ницше являются идея к жизни. В человек он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое телесное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. Ницше будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех немногих, которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначала к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали . Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание терпимость, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Над всем человечеством утверждает Ницше, царит бессмыслица.

Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра» и другие.

ЗИГМУНД ФРЕЙД

(1856 - 1939)

Родился 6 мая в1856 году в Фмайберге, Австрало - Венгрии. Невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Профессор Венского университета с 1902 года. После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 году эмигрировал в Великобританию.

Ранние работы Фрейда посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием французской школы с конца 1980 года занимается проблемами неврозов, с середины 1990 года разрабатывал анализ - психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное, один из первых начал изучать психологический аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий. В 1900 году выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными влечениями, в 1920 году - учение о психических структурах личности. Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на сферу социальной психологии и различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество и т.д., вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.

Сублимация - центральное понятие у Фрейда в его психологической трактовке культуры, которая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от «физиологии материализма» к утверждению автономии психического и антропологического построения, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии, социологии, социальной психологии, литературы и искусства.

Основные произведения: «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого я», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре» и другие.

БУХАР-ЖЫРАУ

(1668 - 1781)

Придворный поэт ханов. До 1718 г. находился в свите хана Тауке, затем после долгих лет лишений и скитаний по казахским степям, нашел себе пристанище при дворе хана Аблая.

По статусу придворного певца он должен был восхвалять хана и его окружение. Но мудрость и знание жизни вывели его творчество за пределы исключительных интересов ханского двора. Он рассуждает свободно и широко. Тема восхваления ханов остается у него своеобразным заслоном , ширмой или, скорее всего, фоном, на котором разворачивается богатейшая сцена содержательных философских идей.

У поэта не было и тени сомнения в том, что хан прощает и казнит, воют и добивается мира и т.д. исключительно ради своего народа. Забота о народе иногда приводит его к опрометчивым решениям, от которых поэт смело пытается удержать хана, оградить его от плохо обдуманных и роковых планов.

Бухар - Жырау был праведным мусульманином. Об этом с достаточной убедительностью свидетельствует его произведение под названием «Пожелание», в котором он, как старший в роде, дает наставление молодежи. Первое и пятое из этих носят характер ортодоксального мусульманства. Так , первое пожелание гласит: «Жить, как велел Аллах». Пятое нацелено на строгое соблюдение древнего и святого пяти-временного намаза. В третьем выражается требование неукоснительно поддерживать культ предков, «верить предкам своим», что, несомненно, представляет собой искреннее преклонение поэта перед древними обычаями своего народа.

Все остальные пожелания носят сугубо светский характер и напоминают более продукты житейской и социально-бытовой мудрости, чем советы, навеянные религиозными убеждениями.

Проблема времени ставится Бухар - жырау в двух разных координатах. Во-первых, в контекстах преходящего всех явлений, предметов и тел природы во времени. Вещь, явление постоянно меняют форму своего существования, иногда настолько, что превращаются в свою противоположность.

С особенной грустью поэт говорит о времени, неумолимое течение которого изменяет человека вплоть до полной неузнаваемости, превращает гордого своим здоровьем молодца в немощного старика.

Бухар - жырау был склонен связывать кончину человека с воздействием времени и обстоятельств. Человек не может существовать во времени вечно. Он рождается, проходит разные стадии своего бытия ,

Основное произведение: «Пожелание».

ШОКАН УАЛИХАНОВ

(1835 - 1865)

Родился осенью 1835 года в крепости Кушмурун, расположенной в одном из северных регионов Казахстана. Его родители и близкие родственники принадлежали к потомкам знаменитого хана Абая и составляет знатный род немногочисленной аристократической верхушки тогдашнего казахского общества. Благодаря заботам своих влиятельных покровителей и, прежде всего отца Шынгыса Валиханова, Шокан получил превосходное по тем временам образование. Сначала он учился в родном ауле в религиозной мусульманской школе, где достаточно хорошо изучил арабскую грамоту и языки некоторых народов Востока. Однако главными его учителями в этот период были выходцы из народных низов, с которыми он близко общался и из уст которых получал первые сведения о подлинно народной культуре.

В 1847г. в судьбе Шокана наступил перелом, предопределивший особое направление и существо всей его дальнейшей деятельности. Он поступил в Омский кадетский корпус, который по общему признанию многих образованных людей, был лучшим учебным заведениям Сибири той поры.

Годы учебы Ш. Валиханова в кадетском корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском обществе .

В 1853 году Ш. Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в Западне - Сибирское генерал - губернаторство. С этого времени начинаются весьма интенсивный и насыщенный период его плодотворной творческой и общественно - политической деятельности .

Летом 1856 в составе экспедиции полковника М.М. Холинтовского Ш. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык - Куль.

По возвращении из поездки Валиханов подготовил обширную историко - этнографическую работу под названием «Записка о киргизах», которая, к сожалению, не была опубликована при его жизни.

Основные произведения: « Предания и легенды большой киргизской сакской Орды», «Тенкри», «Образец причитаний», «песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие» и другие.

ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН

(1841 - 1889)

Родился в ноябре 1841 г. в ауле Жанбурчи, что расположен в нынешнем Затобольском районе Костанайской области. В 1850 г. Ибрая устроили в Оренбургскую школу, специально открытую для детей степной аристократии в целях подготовки писарей и перводчиков для колониальной администрации царизма в Казахстане.

После окончания учебы он сначала работал писарем при войсковом старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая деятельность Алтынсарина Алтынсарина. Сблизившись с прогрессивным и деятелями русской интеллигенции, он стал глубже осваивать передовые для своего времени педагогические, научные, социально-политические и философские идеи и учения.

В своей практической деятельности он выступил как инициатор создания в Казахстане русско-казахских школ для детей казахской бедноты, а также специальных школ для девочек-казашек. Так, благодаря его настойчивому ходатайству были открыты специальные школы с интернатом для казахских девочек в г. Иргизе, женские училища с интернатом в Тургае, в Кустанае, в поселке Карабутак, в г. Актюбе.

И. Алтынсарин активно занимался литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных в защиту бедноты от угнетения со стороны власть имущих и духовенства, а также многих рассказов , которые были в основном посвящены детям и наполнены дидактическим содержанием.

Значительный вклад внес И. Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. Его исследования «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов оренбургского ведомства» и других пользовались в свое время широкой популярностью среди ученых кругов России не утратили своего значения до сих пор.

По своим политическим убеждениям И. Алтынсарин был демократом, боролся за активное участие народа в политической жизни общества, за выборность всех должностных лиц органов управления.

Основные произведения: «Очерк обычаев о сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Шариати ислам» и другие

АБАЙ КУНАНБАЕВ

(1845 - 1904)

Абай Кунанбаев - выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 18 г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты - Кунанбая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.