46
Кокшетауский государственный университет
им. Ш. Уалиханова
Кафедра философии
ПЕРСОНАЛИИ
В соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Философия» по всем специальностям и направлениям
Кокшетау - 2008 г.
Содержание
Сократ
Платон
Аристотель
Августин Блаженный
Фома Аквинский
Аль-Кинди
Абу Наср Аль-Фараби
Ибн-Сина
Ходжа Ахмет Яссави
Юсуф Баласагуни
Махмуд Кашгари
Николай Кузанский
Леонардо да Винчи
Томазо Кампанелла
Фрэнсис Бэкон
Рене Декарт
Бенедикт Спиноза
Джордж Беркли
Джон Локк
Томас Гоббс
Вольтер
Жан Жак Руссо
Иммануил Кант
Иоганн Готлиб Фихте
Фридрих Шеллинг
Фридрих Гегель
Людвиг Фейербах
Эдмунд Гуссерль
Кьеркегор
Шопенгауэр
Зигмунд Фрэйд
Фридрих Ницше
Бухар-Жырау
Шокан Уалиханов
Ибрай Алтынсарин
Абай Кунанбаев
Шакарим Кудайбердиев
Владимир Соловьев
Федор Достоевский
Николай Бердяев
Бертран Рассел
Людвиг Витгенштейн
Юнг
Хайдеггер
Сартр
Камю
Шпенглер
Ясперс
Хосе Ортега-и-Гассет
Мишель Фуко
СОКРАТ
(469 - 399 до н.э.)
Сократ - афинский философ. Родителями Сократа были скульптор Софроникс и Фенарета. Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, которая родила ему троих детей. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой - искусство определять понятие при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению, считает Сократ.
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии.
Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служение Богу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеала универсального разума и божественной мудрости, который он таким образом проповедовал.
В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества». Он был приговорен к смерти. Сократ принял смерть, выпив яд.
Сократ, по Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории филофии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно известную. Ибо главный повторный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли.
Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идеи и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Однако государством этим могут управлять только аристократы.
Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира.
По Платону чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.
Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон» , «Законы» и другие .
В трактовках Аквината индивидуальность человека - это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща, она - субстанция, обретающая свою полную лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально - личностный характер. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9