Рефераты. Философия, ее предмет и метод

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к разрыву с иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза. Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы).

Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов --- бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

24. Мораль как форма общественного сознания, её особенности и роль в обществе.

Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.

Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества.

Сущность морали. Мораль - форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки.

Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

регулятивная

воспитательная

познавательная

оценочно-императивная

ориентирующая

мотивационная

коммуникативная

прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

первый тип связей - это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека

второй тип связей - связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.

25. Особенности мифологического типа мировоззрения.

Мировозрен. - система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются:

как возник окружающий мир

создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.

изменчив ли мир

Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.

Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

26. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии, ее исторические типы.

Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды

Предметы и явления окружающей действительности не сущ. изолированно друг от друга. Они определенным образом влияют друг на друга , зависят друг от друга .Связи и зависимости, существующие между явлениями, изучаются различными науками (пр. биология - связи и зависимости сущ. между наследственностью и изменчивостью ; физика - скоростью и временем ; философия- пространство и время , материя и движение и т.д.). Связи, выраженные в явлениях (между явлениями), связаны с законами.

Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.

27. Материализм и пантеизм философии Б.Спинозы.

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза. Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе. Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природа и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление ( атрибуты субстанции). Человек как предмет познания, не составил никакого исключения. Человек - есть природа.

28. Взаимосвязь общества и личности. Содержание понятий “индивид” “индивидуальность ” “личность”.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное - это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность - это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.