Рефераты. Философия, ее предмет и метод

перестает быть самим собой. Кол-во - философская категория, выражающая такую определенность

пр-та, кот. характеризует его с т-ки зрения числа, величины, объема, темпа протекания процессов. К-

во - кач-во в его пространственно-временном аспекте. Не сущ, отдельно кач-во и кол-во. Мера -

диалектическое единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-нных изменений, в пределах кот.

сохраняется кач-ная определенность предмета. Суть закона: постепенные кол-ные изменения,

постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт

при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям. Не кол-во переходит в кач-во, а одно

кач-во - в др. кач-во путем кол-ных изменений. Происх. нарушение старой меры и установление

новой. З-н носит всеобщий универс. хар-р, раскрывает многокачественность мира и механизм

развития.

Переход от одного кач-ва к др. происх в рез-те нарушения меры, в виде скачка. Скачки бывают

взрывные ( с ярко выр. границей перехода от одн. кач-ва к др.), постепенные.Понятие скачка

относительное. Необх. учитывать, относит-но чего рассматривается скачок, уч. масштаб кач-го

изменения.

65.Характеристика философии экзистенциализма.

Он возникает в начале 20-го в. в Германии, России, Франции.

Различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Для

экзистенциализма характерна ориентация на худ литературу. Одна

из центральных проблем - проблема отчуждения. Ч-к одинок в

этом мире. Все что он создает противостоит ему (партии, классы, и

тд). Фил обязана помочь ч-ку. Ее предметом должно быть под-

линное бытие ч-ка. Центральная категория - экзистенция. (Под-

линное существование). Существование предшествует сущности.

Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобре-

тает свою сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора и ответствен-

ность за этот выбор. Ч-к проявляет себя в пограничной ситуации в

важный момент(смерть, болезнь:). мменно здесь проявляется его

подлинное бытие. Социально-политические позиции у экзистен-

циалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что

жизнь - бытие к смерти. Ч-к должен достойно умереть, если

приходит смерть и борется с ней если есть шанс жить. Ч-к ориен-

тируется на жизнь, проявляет огромную волю к жизни.

66. Преемственность в развитии, диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания

Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противопо-

ложностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап

развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность

развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности

составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.

Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление

не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не

уничтожимости материи. Различают три вида отрицания:

1) Формально-логическое

2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и

борьба противоположностей.

3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и

борьбы противоположностей.

Две разновидности диалектического отрицания:

1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.

2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.

Структура отрицания:

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)

3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с

удержанием положительного)

Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности

поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как

сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и

регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

67.Сущность философии прагматизма.

Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США.

прагматизм - критерий истины - польза, удобство

68. Специфика религиозного сознания, религиозная идеология и психология.

Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).

Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.

69. Неотомизм как философия современного католицизма.

Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для док-ва сущ-я Бога.

70. Способ производства материальных благ и его структура. Диалектика производительных сил и производственных отношений..

Производительные силы - активная сторона способа пр-ва. Производительные силы состоят из личного элемента (чел-к или труд), вещного эл-та (средства производства), которые подразделяются на предметы труда и средства труда

Производственные отношения - отношения людей

друг к другу в процессе пр-ного обмена, распреде-

ление и потребление матер. благ, это отношение

собственности.

) ведущая роль чел-ка в пр-ве связана не столько с его физическими свойствами сколько с его мышлением. Духовные способности чел-ка позволяют приспособиться к новым техническим средствам пр-ва, идеально конструировать такие средства.

б) активность чел-ка выражается и в возможности предвидения конечной формы продукта пр-ва.

в) трудовые мотивации личности, т.е. отношение чел-ка к труду, его желание трудиться. Без мотивации профессионального знания навыки, физическая сила мертвы.

Другие ученые считают, что главным эл-том производительных сил являются орудия труда, которые чел-к застал в готовом виде, совершенствовал и поднимал их на более высокий уровень развития. Велика роль науки в развитии производительных сил. История науки говорит о том, что наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, но такой она является в целостной системе производительных сил. Важным фактором развития пр-ва являются условия труда. В процессе пр-ва чел-к вступает в отношения не только с природой, но и др. с др. для совместной деятельности и обмена этой деятельностью.

71. Философия о происхождении и сущности человека.Человек и человечество.

Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид - отдельный представитель чел-го рода. Личность - это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности.

72. Понятия и характеристики диалектики и метафизики как философских методов.

Диалектика и метафизика

Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель счит. изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия, возник. при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличает Д. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за элеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв. диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр. диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно. В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.

Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл. материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.

Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.

73. Характеристика письменных философских источников периода киевской Руси.

74. Аксиология как учение о ценностях, типы ценностных теорий.

Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.

Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная справедливость.

75. Роль братских школ Киево-Могилянская академия в развитии философии Украины.(см. )

76. Ценностные ориентации и их типология.

каковы осн.принципы нравствен-ти в фил-ии Сковороды.

Сын малоземельного казака, получил образование в Киево-могилянской духовной академии, отказавшись от духовной карьеры избрал путь проповедника. На его мировоз-ие оказали влияние идеи Платона, философов нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между матер-ом и идеализмом, во многих проблемах придерживался мат-их принципов, однако пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе закономерных связей. Создал теорию трех миров “объемлющих собой все сущее”: макрокосмос(природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и каждый из них состоит из двух натур- “внешней”(матер-ой) и “внутр-ей”(духовной). Пытался объеденить понятия “бог” и “природа” для снятия противоречия между духовным и матер-ым началами, что харак-но для пантеизма. Сковорода признавал распределительность челов-го познания пропагандировал учение Коперника. Его этические проповеди были обречены в религиозную форму. Сковорода призывал покончить с бесправием. Хотя он разделял интересы народа его решения соц-ых проблем носило утопический хар-ер, т.к.он считал главн.фактором нового общ-ва моральное начало. Изучал проблему смысла и цели (жизни) человеч.бытия. его источниками были библия, фил-ия Платона. Осн.структ. принцип его произв-ий- диалог,в кот.рассматр-ся разл.точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для того времени идеи о творческом труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общ-ой жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но распространялись в рукописных изданиях.

----

Работа выполнялась за день до экзамена так что могут быть маленькие ОчЕпЯтКи не обращайте внимание, работа выполнена по билетам НАПКСа г.Симферополя группа ЭК-101 была, щас наверное уже больше на пару курсов!. Использованы материалы всей сети internet! Все перерыл. Был письменный экзамен проверял Михайлов А.Н. поставил ХОРОШО, вот урод! Вообщем желаю удачи, печатай 6 шрифтом, все видно на листе!!! УДАЧИ УДАЧИ УДАЧИ … Maxim.NAPKS-rulit !!! icq 314804045 mail : maximka@crazy.ru пишите мож еще подгоню работ.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.