Рефераты. Философия, ее предмет и метод

38. Сфера социальной жизни общества: её сущность и структура, классовые и национальные отношения..

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями ).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеет свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных ролей, типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми институтами управления и контроля - органы власти.

24. Социальные общности.

Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых социал. общностей людей, определенным образом взаимодейств. между собой: 1) Исторические общности людей (род, племя...) 2) Население города и деревни.

3) Работники физического и умственного труда. 4) Классы и различные соц. слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья.

Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства. Маркс утверждал, что:

1) Существование классов связано с определенными историч. фазами развития пр-ва. 2) Классовая борьба неотвратимо ведет к диктатуре пролетариата. 3) Диктатура - есть преходный момент к обществу без классов. Основной классообразующий признак в марксизме - отношение к средствам пр-ва, отношение к собственности. Теория соц. стратификации - это современная теория, анализирующая соц. структуру общества.По этой теории общество делится на страты, за основу выделения которых берут различные признаки. Известный нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общества берет соц. статус. Он выделяет 3 статусных показателя: 1) Уровень образования. 2) Профессия, уровень квалификации. 3) Уровень доходов.

В соответствии с этими показателями Вебер различает 3-и класса в обществе: 1) Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...) 2) Средний класс (совокупность людей наемного и самостоят. труда, обладающих общим самосознанием: а) высший слой среднего класса (средние предприниматели) б) средний слой в) нисший слой (люди со средним спец. образованием) 3) Нисший класс - низкий уровень образования, существуют и маргинальные слои.

Маргинализация общества происходит под воздействием соц. и техносдвигов и связано с расшатыванием и ломкой нормативно-ценностных систем. Основа стабильности общества - средний класс. В обществе, разделенном на классы, существует социал. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др. Она бывает горизнт. и вертикал. Общество сравнивают с многоэтажным домом, в котором движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь и культура, брак. Полит. структура - совокупность полит институтов, идей норм. изберательного права, общественное гонение с помощью кот. осуществляется власть и влияние на нее.

Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины.

Общество представляет собой самую сложную материальную систему, так как центральная фигура в не человек, который разумен. В философии подход к обществу м.б. различным, но выделяют 3 основных модели: (1) натуралистическая; (2) идеалистическая; (3) историко-материалистическая.

Натуралистическая модель общества в соц фил-ии исходит из того, что у общества есть законы, которые можно познать, а следовательно обществом можно управлять. Поскольку человек часть природы, то его деятельность определяется естественными законами. Природа многообразна. Есть космические циклы которые оказывают воздействие на человека, у истории есть ритмы которые определяются естественными процессами. О них говорил Гумилев, Чернышевский. Гумилев пытался объяснить исторический процесс космическими и биологическими законами. “Природа дает энергетический запас, появляются пассионарные люди (имеющие избыток энергии) и вносят изменения в историю”. Так предполагал Гумилев, однако появление пассионариев загадочно и непонятно. Космические ритмы безусловно есть и оказывают какое то воздействие, но вопрос о их влиянии на исторический процесс остается открытым.

Второй натуралистический подход. Последователи Ч. Дарвина пытаются объяснить ход истории борьбой за существование. Появляется расизм. Однако связывать историю народов с расовыми различиями не правомерно.

Другой натуралистический подход определяется теорией Фрейда и его психоанализом. Энергетический запас определяет жизненные силы человека. Фрейд всю жизнь людей пытался объяснить половой энергией.

Социобиология связывает жизнь человека с наследственностью. Социальное положение людей определяется генами, причем не обязательно существование человека должно носить агрессивный характер во взаимоотношениях, на которых строится общество. Эту модель строят врачи, биологи и т.п. К этому направлению относится географическое, которое объясняет историю климатом. Геополитика обращается к географии чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику общества.

Все это натурализм, который сводит законы общества к природе.

39. Объективно-идевлистическая философия Г.Гегеля.

Гегель (1770-1837) создает диалектику как систему, формулирует законы и категории диалектики.

Мировое развитие по Гегелю - развитие абсолютной идеи (духа). мдея первична. Абсолютная идея

порождает природу, а индивидуальное и общественное сознание - гос-во и всю всемирную историю.

Мировое развитие имеет в себе внутреннюю цель - осознать себя, свой путь. Абсолютная идея

осознает себя в религии, искусстве и Ф.

Общий вывод гегелевской Ф.: Все разумное действительно, все действительное разумно.

Гегель считает, что зло и несовершенство мира преодолевается с помощью разума. Это оптими-

стическая и реалистическая философия.

В диалектике понятий в развитии абсолютной идеи Гегель угадал диалектику внешнего мира,

сформулировал основные законы развития на идеалистической основе. В Ф. Гегеля имеется не-

разрешимое противоречие между его диалектическим методом, кот требует постоянного разв-я и

его идеалист-й системы, кот требует завершения развития. У Г. развитие Ф. заканчивается его

собственной Ф., а разв-е общ-ва - прусской монархией.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Выразителем завершения и окончательного оформления немецкой ф-фии был Гегель. Он создает систему объективного идеализма. В этой связи отметим, что в ф-фии было две системы объективного идеализма: 1)Платон 2)Гегель

«Феноменология духа», «Наука логики» -- работы Гегеля. 1-я работа посвящена онтологии (структуре мира). 2-я - теория развития, диалектика. Кант исследовал …, т.е. субъективную диалектику, то Гегель ставит проблему исследования всеобщего духа, объективной диалектики. Основа всей реальности -- объективная диалектика, Гегель призывает верить во всеобщий дух и обосновывает существование всеобщего разума: бесконечностью человеческого мышления и саморазвитием понятий. В основе учения Гегеля лежит учение об абсолютном разуме, который и является источником всеобщего развития, поэтому центральной идеей системы Гегеля является идея развития. Развитие носит двусторонний характер, определяется двумя встречными движениями: с одной стороны развитие идет от абсолютного разума к природе и от природы к обществу с др. стороны от понятий к ф-фии, которая должна включать и данные всех наук и религию, и нравственность, к абсолютному разуму. Развитие в своей внутренней структуре противоречиво. В ф-кой системе Гегеля всякое развитие заключено в триаде. Если движение есть взаимодействие, то развитие есть триада: тезис, антитезис и синтез. В системе Гегеля заложено внутреннее противоречие: Гегель считал свою систему абсолютно завершенной, он считал, что это и есть конец ф-фии, с другой стороны он провозглашал принцип всеобщего и постоянного развития, а в итоге получается что данный принцип развития неприменим только к его системе.

Вывод: немецкая классическая ф-фия явилась завершением традиционного идеализма, существовавшего со времен немецкой ф-фии, после греческой ф-фии идеализм выражался в плюралистических, мелких течениях и не претендовал на то, чтобы выразится в ф-ких системах, поэтому в современной ф-фии 20в, хоть она и была в основном идеалистична, за 170 лет не было попыток создания идеалистичных систем.

40. Форма и содержание как категории диалектики, их взаимосвязь.

Катег.диал-ки (единичн./общее, явление/сущность, форма/содерж., прич./следств., необх./случайн., возм-сть/дейст-сть - по выбору)

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple). Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства. Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.