Рефераты. Влияние малых и крупных банков на экономику России

дисциплины внесения резервируемых средств региональное Главное управление

ЦБР может применять к нему экономические меры воздействия в виде взимания

штрафа в размере 0,5% от суммы уставного капитала: при нарушении

установленных сроков внесения средств; при отсутствии средств у

коммерческого банка.

При систематическом нарушении коммерческим банком сроков внесения

подлежащих резервированию средств к нему может быть применена более жесткая

мера экономического воздействия в виде повышения нормы обязательных

резервов, но не более чем на 10 пунктов. Это достаточно эффективная мера,

поскольку применение ее снижает возможности банка по предоставлению кредита

и соответственно его доход.

В полной сумме зарезервированные средства могут быть возвращены

коммерческому банку только при его ликвидации.

Помимо вышерассмотренного фонда обязательных резервов ЦБР, до 1994 г.

осуществлялось формирование таких централизованных фондов банковской

системы республики, как фонд страхования депозитов в коммерческих банках и

фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Создание всех этих

фондов было направлено на поддержание постоянного устойчивого финансового

положения и ликвидности каждого коммерческого банка, защиты интересов его

вкладчиков, акционеров (пайщиков), всех кредиторов и клиентов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 марта

1993 г. «О защите сбережений граждан Российской Федерации» Советом

директоров ЦБР принято решение о прекращении формирования, фонда

страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования

коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные средства в фонд

страхования депозитов в коммерческих банках передаются в создаваемый

федеральный фонд обязательного страхования денежных вкладов (депозитов) и

счетов населения в качестве страховых взносов коммерческих банков.

Средства, перечисленные в фонд страхования коммерческих банков от

банкротств, возвращаются коммерческим банкам.

Экономические отношения между ЦБР и коммерческими банками и

регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в

результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных

кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным

организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков,

мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения

кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБР может предоставлять

таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБР оказывает

воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику,

проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.

Так, первоначально в 1992 г. ЦБР планировал темпы роста кредитов,

предоставляемых им коммерческим банкам. В частности, по состоянию на 1

апреля 1992 г. прирост задолженности по ссудам ЦБР коммерческим банкам не

должен превышать 15% по сравнению с началом года, а процентная ставка по

этим ссудам увеличивалась с уровня 6-9%, применявшегося в 1991 г., до 20% в

1992 г. Эти меры были призваны ограничивать объем кредитных вложений

коммерческих банков в народное хозяйство и соответственно денежную массу в

обращении, противодействовать развитию инфляции в экономике. Однако в

дальнейшем выдержать такую жесткую рестрикционную политику не удалось.

К этому ряду экономических мер по регулированию деятельности

коммерческих банков относятся: операции ЦБР на открытом рынке с ценными

бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБР, продавая

коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую

валюту, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает

денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств

на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности

коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в

достаточной степени эффективны только в случае проведения государством

согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБР регулирует

деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и

административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного

обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБР в целях

улучшения положения в этой области может проводить более жесткие

мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения

объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных

размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г.

ЦБР была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка по

предоставляемым ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не

сопровождалась рестрикционной политикой

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства.

правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в

работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков,

клиентов, ЦБР может применять к ним самые жесткие меры административного

воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБР по

отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического

характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие

банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа

характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых

банков в форме акционерных обществ (АО).

Действующее банковское законодательство предоставило всем

коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и

доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после

уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания

акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды

банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в

денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством

обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для

реализации совокупного общественного продукта и национального дохода

страны.

Поскольку в процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются

имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий,

организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками,

кредиторами, государство в лице Центрального банка России, давшего лицензию

(разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем самым в определенной

мере поручившись за законность, правомерность и надежность его работы.

осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности,

финансовым положением с использованием, как экономических, так и

административных методов управления.

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка

в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБР.

При этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические

методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях)

административные. Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и

методы регулирования деятельности последних предусмотрены

соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся

ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков

посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

-изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими

банками в ЦБР;

-изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а

также процентных ставок по кредитам;

-проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой. ЦБР,

изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на

кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в

обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет

коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими

кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в

обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Экономические отношения между ЦБР и коммерческими банками и

регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в

результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных

кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным

организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков,

мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения

кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБР может предоставлять

таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБР оказывает

воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику,

проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.

Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что особенностью

становления российской банковской системы является инфляционное основание

расширенного воспроизводства капитала. Встроившись в механизм инфляции,

банки развивались за счет производственного капитала, вследствие чего

большинство предприятий постоянно испытывали недостаток оборотных средств,

средств на амортизацию, не говоря уж о новых капитальных вложениях, которые

моментально сгорали в пламени инфляции.

В этой связи преодоление сегодняшних проблем видится прежде всего "в

подключении банковской системы (банковских капиталов) к процессу

производства добавленной стоимости", интеграции воспроизводственных

контуров банковского и производственного капиталов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации

2.Закон РСФСР от 2 декабря 1992 г. "О банках и банковской деятельности"

3.Закон "О центральном банке Российской Федерации

4.Федеральный Закон от 22 июня 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

5.Указ президента РФ от 10 июня 1994 г. №1184 "О совершенствовании работы

банковской системы Российской Федерации"

6."Основные направления денежно - кредитной политики на 1998 год"

7.Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 января

1997 г. №5 "Об осуществлении кредитными организациями операций с ценными

бумагами на рынке ценных бумаг"

8.Инструкция Банка России №1 "О порядке регулирования деятельности

кредитных организаций" от 1 октября 1997 г.

9.Амбрацумов А., Стерликов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. - М., 1994

10.ДадашевА. 3., ЧерникД. Г. Финансовая система России. - М., 1997

11.Дробозин Л. А. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. - М., 1997

12.Ефимова О. В. Анализ показателей ликвидности // Бухгалтерский учет,

№7,1997

13.Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита. - М., 1995 14.3емцов А. В.

Обзор современной банковской системы// Банковское дело, №1,1997

15.Колесников В. И., Колесникова Л. П. Банковское дело. - М., 1997

16.Поляков В. П., Московкина Л. А. Основы денежного обращения и кредита:

Учебное пособие. - М., 1997

17.Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебник. - М., 1997

18.Рид Э., Котер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. - М., 1991

19.Солнцев О. Г. денежно - кредитная политика на 1998 год// Банковское

дело, №3, 1998

20.Стратегия развития банковской системы России. Аналитическое обозрение

центра комплексных исследований и маркетинга. Выпуск 2.96 (16) (Экономика)

21.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. – М.,

1996

22.Харрис Л. Денежная теория. – М., 1990

23.Френкель А.А. Прогноз основных показателей социально- экономического

развития России на 1998г./Банковское дело, №2 1998

24.Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный Банк в процессе экономического

регулирования. – М.,1998

1 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М., 1997

2 Рид Э. Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. - М., 1991

3 Харрис Л. Денежная теория. - М.. 1990

4 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М., 1997

5 ; Поляков В. Г., Московкина Л. А. Основы денежного обращения и кредита. -

М.. 1997

6; Поляков В. ГГ.. Московкина Л. А. Основы денежного обращения и кредита. -

М.. 1997

7 Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М.,

1996

8 Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М.,

1997

9 Стратегия развития банковской системы России. Аналитическое обозрение

центра комплексных исследований и маркетинга. Выпуск 2.96 (16)

10 Стратегия развития банковской системы России. Аналитическое обозрение

центра комплексных исследований и маркетинга. Выпуск 2.96 (16)

11 Земцов А.В. Обзор современной банковской системы России // Банковское

дело, №1, 1997

12 Земцов А В. Обзор современной банковской системы России". Банковское

дело. №1. 1997

13 Земцов А. В. Обзор современной банковской системы России Банковское

дело. №1. 1997

14, Земцов А. В. Обзор современной банковской системы России.' Банковское

дело. №1. 1997

15 Земцов А. В. Обзор современной банковской системы России.' Банковское

дело. №1. 1997

16 Шенаев В. Н., Наумченко О. В. Центральный банк в процессе экономического

регулирования. – М., 1994

17 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.,1997

18 Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического

регулирования. - М., 1994

19 Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов/ Под. ред. проф.

Л. А. Дробоэиной. -М.,1997

20 Колесников В. И., Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник. - М.. 1997

21Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов/ Под. ред. проф.

Л. А. Дробозиной. -М., 1997

22 Колесников В. И., Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник. - М.. 1997

23 Колесников В. И., Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник. - М.. 1997

24 Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов' Под. ред. проф.

Л. А. Дробозиной. -М., 1997

25 Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов' Под. ред. проф.

Л. А. Дробозиной. -М., 1997

26 Колесников В. И.. Кролнвецкая Л. П. Банковское дело: Учебник. - М.. 1997

27 Колесников В. И., Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник. - М., 1997

28 Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов/ Под ред. проф.

Л. А. Дробозиной. -М., 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.