Рефераты. Влияние малых и крупных банков на экономику России

Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив,

его значение (как текущего. так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но

основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его

вложения.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при

этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая

высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической

ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим принципом, ни котором базируется деятельность

коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность.

подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей

деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободное

распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами.

свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися

после уплаты налогов.

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим

банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами.

Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов,

распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно

устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также

размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается

его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных

учреждений спецбанков), а распространяется и на его капитал. По своим

обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему

средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим

законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих

операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого

банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения.

Предоставляя ссуды коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных

критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на

«общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером

работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что

регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными

экономическими (а не административными) методами. Государство определяет

«правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

2.3. Взаимозависимость ЦБ и коммерческих банков на региональном уровне.

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка

в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБР. Это

регулирование призвано содействовать обеспечению:

-устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого

банка;

-ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования

на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения

благосостояния общества;

-научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.

При этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические

методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях)

административные. Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и

методы регулирования деятельности последних предусмотрены

соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся

ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков

посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

-изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими

банками в ЦБР;

-изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а

также процентных ставок по кредитам;

-проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.

Для этих целей ЦБР были разработаны инструкции №1 «О порядке

регулирования деятельности коммерческих банков», которая вступила в

действие с 1 июня 1991 г. и «Указания о порядке формирования

централизованных фондов банковской системы России за счет взносов

коммерческих банков», вступившие в действие с 1 июля 1991 г.

В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБР образует

резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет

резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками

средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в

качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно

свободные средства на расчетных, текущих счетах хозорганов, а также

внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами.

Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости

обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед

клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных

средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется

банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на

кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в

обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет

коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими

кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в

обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных

резервов может дифференцироваться в зависимости от вида, величины и срока

вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может

в любое время изъять свои денежные средства, или по вкладам с

незначительными сроками хранения и в больших суммах возможности

коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами

снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно

имеют более продолжительный срок возврата. Поэтому резервируемая часть

таких вкладов должна быть выше, чем вкладов с длительными сроками хранения.

Так, с 1 марта 1994 г. ЦБР нормы обязательных резервов установлены по

счетам до востребования и по обязательствам банка со сроком погашения до

одного года - 20%, а по обязательствам банка со сроком погашения свыше

одного года - 15%.

На величину норм обязательных резервов влияют также уровень развития

банковской системы, состояние экономики в целом. Так, в странах с развитой

банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы

обязательных резервов устанавливаются на относительно длительное время и

существенно ниже, чем, например, сейчас в Российской Федерации, где идет

формирование кредитной системы рыночного типа.

Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется

коммерческим банком не каждый день, а периодически, то необходимо

стремиться к максимальной величине принимаемых в расчет привлеченных

средств с учетом нормы обязательных резервов. Чем чаще и оперативнее будет

выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего

резервированию в ЦБР, тем выше будет уровень такого соответствия. В

настоящее время данная операция осуществляется ЦБР совместно с коммерческим

банком один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца или на каждое 5-е

число либо на каждый день месяца.

Регулирование величины остатков средств, подлежащих резервированию,

заключается в том, что коммерческий банк на основании данных

соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются

привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и норматива

обязательных резервов, установленного ЦБР, составляет расчет величины

средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного

показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее

зарезервированной величиной средств, учитываемой на отдельном лицевом

счете, открытом каждому коммерческому банку на пассивном балансовом счете №

815 в региональном Главном управлении ЦБР.

Если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее

зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос

средств перечисляется платежным поручением в течение двух рабочих дней

после даты, на которую производится регулирование, в региональное Главное

управление ЦБР. Перечисление производится с дебета лицевого счета,

открытого на активном банковском счете № 816 в коммерческом банке, в кредит

лицевого счета, открытого коммерческому банку на балансовом счете № 815 в

региональном Главном управлении ЦБР. При этом расчеты осуществляются через

корреспондентский счет коммерческого банка, открытый ему в этом управлении.

В случае, когда величина ранее зарезервированных средств больше, чем

это следует из расчета на последующую дату, региональное Главное управление

ЦБР на основании представленных ему сведений также в течение двух рабочих

дней производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным

поручением излишне внесенную им на данный момент сумму средств. При этом

делается обратная бухгалтерская проводка по соответствующим балансовым

счетам.

В целях укрепления финансового положения коммерческого банка и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.