кредитов на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, установленный в
1953 г. " Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это
делалось нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки
фирменных кредитов в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще
предоставлялись кредиты до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных
кредитов сроком более 5 лет выросла ориентировочно в 5 раз. Во многих
странах были приняты постановления, идущие в разрез с рекомендациями "
Бернского союза". Созданная в рамках ЕЭС система координации практики
предоставления экспортных кредитов не ограничила их сроки, а лишь
потребовала гласности в предоставлении кредитов на срок более 5 лет и в
случае необходимости проведения соответствующих консультаций.
Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно
в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования
экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в
отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что
подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации
средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую
в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов
была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью
уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.
Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания
специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с
развивающимися странами.
В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала
применяться практика " комбинированного " финансирования, при которой
частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет
действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты -
непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы.
Обычно частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет
после поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).
В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских
странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого
государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления
финансовых кредитов.
Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов
служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,
как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-
экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.
Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам
наличными.
Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из
западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить
объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,
но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их
сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.
Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение
в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной
Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.
Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные
кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла
более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение
предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже
50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно
уступали по темпам роста кредиты международных организаций.
Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)
кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность
развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8
млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств
этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе
статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных
видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим
образом (использованная часть в млрд.долл.):
1956 1960
1965 1967
ВИДЫ КРЕДИТА $ % $ % $
% $ %
международный кредит(всего) 2,43 100 3.59 100 6,55
100 8,24 100
- фирменные кредиты* 1,30 61,7 2,00 55,7 2,90
44.3 3,8 6,1
- прямые государственные 0.75 30,8 1,25 34,8 2,83
43.2 3,4 40,9
- кредиты международных
организаций 0,18 7,4 0,34 9,5
0,82 12,5 1,1 13,0
*-подсчеты ориентировочные
Относительное значение частных кредитов ( основную массу которых
составляют фирменные кредиты ) в целом уменьшилось, но первенства они не
уступили.
Что касается развития международного кредита в отношениях между
развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока
американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых
государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и
планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не
мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.
Одновременно с этим укрепились кредитные связи между
западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные
кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не
получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для
финансирования экспортных поставок военной техники.
Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми
странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с
развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х
гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.
Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны
государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по
существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались
исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной
использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода,
стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.
Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке
ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль
международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в
развитых странах.
Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для
финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные
поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в
деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика
приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим
дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без
предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.
Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран
с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и
экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.
В конце 60-х гг. роль фирменных кредитов как средства форсирования
сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие
практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною оборудования
на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков
прибегнуть к ней.
Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на
денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых
машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно
на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более
длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы
ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние
итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ
поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада
конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям
подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою
очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к
экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не
лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы
получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным
ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков
государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных
кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых
наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых
кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования
экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций
Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17