Рефераты. Коммерческий кредит

кредитов на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, установленный в

1953 г. " Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это

делалось нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки

фирменных кредитов в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще

предоставлялись кредиты до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных

кредитов сроком более 5 лет выросла ориентировочно в 5 раз. Во многих

странах были приняты постановления, идущие в разрез с рекомендациями "

Бернского союза". Созданная в рамках ЕЭС система координации практики

предоставления экспортных кредитов не ограничила их сроки, а лишь

потребовала гласности в предоставлении кредитов на срок более 5 лет и в

случае необходимости проведения соответствующих консультаций.

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно

в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования

экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в

отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что

подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации

средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую

в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов

была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью

уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.

Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания

специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с

развивающимися странами.

В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала

применяться практика " комбинированного " финансирования, при которой

частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет

действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты -

непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы.

Обычно частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет

после поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских

странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого

государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления

финансовых кредитов.

Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов

служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,

как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-

экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.

Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам

наличными.

Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из

западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить

объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,

но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их

сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение

в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной

Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.

Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные

кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла

более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение

предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже

50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно

уступали по темпам роста кредиты международных организаций.

Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)

кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность

развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8

млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств

этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе

статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных

видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим

образом (использованная часть в млрд.долл.):

1956 1960

1965 1967

ВИДЫ КРЕДИТА $ % $ % $

% $ %

международный кредит(всего) 2,43 100 3.59 100 6,55

100 8,24 100

- фирменные кредиты* 1,30 61,7 2,00 55,7 2,90

44.3 3,8 6,1

- прямые государственные 0.75 30,8 1,25 34,8 2,83

43.2 3,4 40,9

- кредиты международных

организаций 0,18 7,4 0,34 9,5

0,82 12,5 1,1 13,0

*-подсчеты ориентировочные

Относительное значение частных кредитов ( основную массу которых

составляют фирменные кредиты ) в целом уменьшилось, но первенства они не

уступили.

Что касается развития международного кредита в отношениях между

развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока

американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых

государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и

планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не

мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.

Одновременно с этим укрепились кредитные связи между

западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные

кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не

получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для

финансирования экспортных поставок военной техники.

Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми

странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с

развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х

гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.

Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны

государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по

существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались

исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной

использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода,

стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке

ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль

международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в

развитых странах.

Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для

финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные

поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в

деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика

приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим

дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без

предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.

Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран

с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и

экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

В конце 60-х гг. роль фирменных кредитов как средства форсирования

сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие

практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною оборудования

на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков

прибегнуть к ней.

Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на

денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых

машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно

на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более

длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы

ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние

итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ

поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада

конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям

подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою

очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к

экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не

лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы

получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным

ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков

государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных

кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых

наблюдалась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых

кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования

экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций

Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.