Рефераты. Электронные системы расчетов: розничные банковские услуги

услугах нуждаются не только крупные клиенты, но и физические лица, частные

предприниматели, малые и средние предприятия, в общем, все те, кто имеет

небольшие обороты, но несмотря на это вправе рассчитывать на удобный сервис

и должное внимание со стороны банка. Стремительно ворвавшийся в нашу жизнь

Интернет позволяет обслуживать массового клиента, и предоставлять

большинство услуг розничного обслуживания.

Будущее Интернет-банкинга в России тесно связано с развитием

розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный,

нестандартный сервис и персональное внимание, а уже после этого -

интерактивность осуществления всех необходимых операций. В отношении мелких

и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц обслуживание в

системе Интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет

предоставить массовый высококачественный и - что очень важно - недорогой

сервис.

Интернет-банкинг - это не новая услуга, оказываемая банком, а лишь

изменение формы обслуживания клиентуры. Здесь можно провести аналогию с

обслуживанием по телефону или пейджеру. Операции, осуществляемые банком в

сети, - это те же самые операции, которые оказывает он в своих стандартных

отделениях. Отличаются они только интерактивной формой взаимоотношений с

клиентом. Однако подобное обслуживание является наиболее продвинутым. В

пользу этого свидетельствуют следующие факторы Интернет-банкинга:

- система электронного банка требует наличия высококачественной

системы back-office, которая должна предусматривать как различные

режимы обслуживания клиентов (тарифные планы стандартный,

экономичный, VIP-клиент и т.п.), так и автоматически отслеживать

риски, возникающие при операциях;

- Интернет - наиболее конкурентная среда, поскольку позволяет

совершать операции в режиме реального времени (мощные поисковые

системы позволяют клиенту анализировать условия услуг,

предоставляемые различными банками, и выбирать наиболее оптимальное

предложение);

- работает интерактивная среда, т.е. банк-робот, функционирующий без

участия человека либо с минимальным участием;

- банк имеет возможность снижать издержки на содержание стандартных

отделений и максимально оптимизировать стандартные банковские

операции;

- Интернет-банкинг, являясь глобальной средой, вынуждает изменять

саму структуру бизнеса в пользу Интернет-экономики.

Другим аспектом привлекательности Интернет для банков является

взрывной рост электронной коммерции. Возможность оплаты за товары или

услуги непосредственно во время веб-серфинга обладает неизмеримым

маркетинговым потенциалом. Величина и скорость роста оборота в электронной

коммерции подтверждает эту мысль.

Однако, существуют серьезные проблемы, заставляющие банки не спешить

использовать Интернет в своем бизнесе. В первую очередь - это проблемы

безопасности - безопасности передаваемой по публичным сетям

конфиденциальной информации, безопасности осуществления банковских

транзакций в Интернет. Далее стоят проблемы связанные с отсутствием широко

распространенных стандартов осуществления электронных платежей в Интернет.

И, наконец, проблемы, связанные со слабой правовой базой электронной

коммерции.

Важным фактором развития финансовых услуг по Интернет будут системы

хранения данных, поддерживающие банковский сервис по телефону с

использованием компьютеров. Основной побудительной силой развития этих

услуг станет уменьшение стоимости банковских транзакций: за счет

использования Интернет и смежных технологий одна транзакция будет

обходиться на две трети дешевле по сравнению с сегодняшним уровнем.

2.4 Возможные схемы платежных систем в Интернет.

Особый порядок распоряжения денежными средствами на счете.

Данная схема выполняет перевод денежных средств от одного юридического

лица другому, при этом поручение о переводе денежных средств направляется

банку по каналам связи сети Интернет.

Рассмотрим процедуру осуществления таких расчетов:

А) Подписание договора банковского счета, закрепляющего возможность

распоряжения денежными средствами на счете с помощью сети Интернет (п. 3

ст. 847 ГК РФ). Подписание соглашения об использовании ЭЦП в качестве

аналога собственноручной подписи (п.2 ст. 160 ГК);

Б) Установка на клиентский компьютер необходимого программного

обеспечения (ПО);

В) Составление с помощью установленного ПО ЭПД со всеми

предусмотренными законодательством реквизитами, установленными п. 2.1.

“Положения о безналичных расчетах в РФ”, письмом ЦБР от 01.03.96 № 243,

письмом ЦБР от 14.10.97 № 529; ПО должно предусматривать возможность

распечатки ЭПД на бумажном носителе с сохранением всех реквизитов

платежного документа (п. 2.9. ВП №17-П);

Г) Подписание ЭПД ЭЦП уполномоченного лица.

Д) Отправка подписанного ЭПД на сервер банка с использованием средств

шифрации данных (SSL 2.0; SSL 3.0; TLS 1.0 и т.п.). Шифрация необходима для

предотвращения перехвата третьими лицами данных, составляющих банковскую

тайну (п.1 ст. 857 ГК РФ, ст. 26 ФЗ “О банках и банковской деятельности”).

Согласно п. 2.3. ВП №17-П “платежные поручения, подписанные АСП, признаются

имеющими равную юридическую силу с другими формами поручений владельцев

счетов, подписанными ими собственноручно”

Е) Обработка полученного ЭПД сервером банка:

- проверка наличия всех обязательных реквизитов платежного документа;

- проверка подлинности ЭЦП клиента;

- проверка на возможность исполнения (сравнение остатка на счете с

суммой платежа).

Ж) В случае отрицательного результата проверки ЭПД банк направляет

клиенту ЭСИД с указаниями конкретных причин отказа. В случае положительного

результата проверки ЭПД банк принимает платежный документ к исполнению, о

чем клиенту направляется ЭСИД с обязательным указанием времени принятия

документа.

З) Совершение собственно банковской операции (перевод денежных

средств).

Данная схема полностью законна с точки зрения действующего

законодательства и вполне может быть реализована любым банком.

К числу ее недостатков можно отнести:

чрезмерную привязанность к обычным банковским расчетам (т.е. подобные

расчеты в сети можно осуществлять только в течение рабочего банковского

дня, срок перевода денежных средств относительно велик и проч.)

подобная система рассчитана только на расчеты юридических лиц между

собой.

С участием оператора системы безналичных расчетов.

Данная схема в основном рассчитана на производство оплаты товаров и

услуг в виртуальных магазинах (т.е. на безналичные расчеты с участием

физических лиц). С фактической и юридической стороны принцип ее действия

можно построить по аналогии с расчетами по банковским картам.

Основу подобной схемы составляет особая организация - оператор

платежной системы (ОПС). Сама система осуществляет быстрый обмен

информацией между виртуальными магазинами, покупателями (физическими

лицами) и банками, в которых у покупателей и организаций открыты счета.

Перевод денежных средств с помощью данной платежной системы может

выглядеть следующим образом:

А) покупатель открывает в банке, входящим в данную платежную систему,

счет. При этом договором предусматривается возможность распоряжения

денежными средствами на этом счете с помощью ОПС с передачей информации по

каналам сети Интернет.

Б) покупатель устанавливает на свой компьютер необходимое программное

обеспечение (т.н. “электронный кошелек”, который, в принципе, является тем

же, что и банковская пластиковая карта – “средством для составления

расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента” (Положение

ЦБР от 09.04.98 № 23-П “О порядке эмиссии кредитными организациями

банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их

использованием”).

В) покупатель производит выбор интересующего его товара (услуги) в

виртуальном магазине, который также является участником платежной системы.

Г) виртуальный магазин направляет покупателю счет, в котором

указывается сумма платежа и реквизиты виртуального магазина.

Д) покупатель подписывает счет своей ЭЦП и направляет документ

оператору платежной системы.

Е) ОПС направляет полученный счет на сервер банка плательщика.

Ж) Сервер банка плательщика осуществляет проверку полученного

электронного документа и направляет ОПС ответ о возможности или

невозможности принятия его к исполнению.

З) ОПС пересылает полученный документ Покупателю и Продавцу.

Полученный продавцом этот документ подтверждает факт оплаты покупателем

товара.

И) Банк плательщика осуществляет перевод денежных средств.

Преимуществами данной схемы расчетов является быстрота ее работы,

возможность работы с физическими лицами, круглосуточный режим работы.

Именно эта, вторая схема реализует наиболее полно принцип розничного

обслуживания клиентов банка - физических лиц. На практике эту схему активно

использует коммерческий банк "Платина" в своей платежной системе

"Cybercheck", которая будет рассмотрена ниже. Графически эта схема

представлена в приложении 1.

2.5 Практика предоставления розничных электронных банковских услуг

коммерческими банками

2.5.1 Система "Телебанк" комерческого банка "Гута-Банк"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.