Рефераты. Электронные системы расчетов: розничные банковские услуги

использованием других возможностей. Для банков относительно сложно оценить

эффективность этих систем: во-первых, с точки зрения сокращения расходов на

содержание зданий, сооружений, штата служащих, бумажного документооборота и

т.д.; во вторых, из-за возможных потерь в результате быстрого перевода

клиентами своих денежных средств со счетов, не приносящих процентов, на

доходные счета. Серьезного анализа также требует конкуренция со стороны

зарубежных банков и других финансово-кредитных институтов, предоставляющих

аналогичные услуги по выполнению банковских операций на дому и в офисе.

Обслуживание клиентов банка на дому с использованием возможностей

всемирной компьютерной сети интернет уже получило свое устоявшееся

название "Интернет-банкинг".

Классический вариант системы интернет-банкинга включает в себя полный

набор банковских услуг, предоставляемых клиентам - физическим лицам в

офисах банка, естественно, за исключением наличных операций. Как правило, с

помощью систем интернет-банкинга можно открывать и закрывать депозиты,

покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги,

платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и

пейджинговой связи, проводить внутри- и межбанковские платежи (по стране),

переводить средства по своим счетам, включая картсчета, оплачивать покупки,

учебу, счета медицинских, страховых, юридических фирм и любые другие счета

и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой

промежуток времени.

В отличие от традиционного, виртуальный интернет-банк работает

круглосуточно. 24 часа в сутки можно контролировать собственные счета и в

соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых ранках мгновенно

реагировать на эти изменения (закрыв вклады в банке, купив или продав

валюту и т.д.).

Удаленное обслуживание клиентов может также производится с помощью

использования телефона и специальных программ, с помощью которых компьютер

самостоятельно отвечает на вопросы клиента. Такой вид обслуживания клиентов

называют телефонный банкинг или кратко телебанк.

Телебанк предоставляет возможность клиенту получать различную

справочную информацию в речевом и факсимильном виде, а также производить

активные операции по своим счетам.

Действия, которые может производить клиент, используя телебанк:

- Получить информацию об остатках за любой операционный день по

рублевым и валютным счетам в речевом виде.

- Получить факсимильную копию выписки по любому счету за любой

операционный день. Выписки формируются динамически на основании

клиентских документов, хранящихся в базах телебанка. Клиент имеет

возможность получения выписки за произвольный период, в том числе,

за весь период обслуживания в банке.

- Получить информацию о суммах поступлений по счетам клиента за

любой операционный день в речевом виде.

- Производить движения по счетам (рублевым и валютным). Каждому

платежу, который клиент может произвести, используя телебанк,

присваивается определенный код, телебанк хранит такие платежи в

виде "макетов" платежных поручений с фиксированными реквизитами и

пустыми полями, подлежащими заполнению клиентом. При проведении

платежа телебанк запрашивает у клиента код платежа и предлагает

ввести незаполненные поля.

- Производить отзыв платежей, переданных в банк, до их передачи в ЦБ.

Система телебанк по заявке клиента формирует документ, отменяющий

предыдущий платеж.

- Производить плановые платежи. Например, автоматический перевод

средств в оплату транспортного налога, в пенсионный фонд или

обязательного медицинского страхования. Если на счете у клиента

неотрицательное и ненулевое сальдо, то телебанк в заданное время

автоматически формирует платежное поручение и проводит его прежним

образом.

- Производить заказ наличности в любой валюте в кассе и обменном

пункте банка. В этом случае клиент заполняет по телефону заявку на

приобретение валюты в любом ПОВ. телебанк выводит первичный

документ со своей отметкой, который пересылается с прочими

платежными документами.

- Передавать в банк заявку на предоставление овердрафта (технического

овердрафта). В случае нехватки средств на счетах клиента на

проведение ответственного платежа, с помощью телебанка клиент может

подать заявку на предоставление овердрафта на определенную сумму и

срок. При акцептовании договора у клиента прогнозируемый остаток на

счете, определенном в заявке на овердрафт, увеличивается на

запрашиваемую сумму, вследствие чего, клиент получает возможность

проведения платежей.

- Ввести распоряжение о передаче факсимильной копии платежного

поручения, переданного через телебанк либо стандартным способом,

своему корреспонденту. Документ, введенный через телебанк,

передается с отметкой банка. При использовании данного режима

клиент имеет возможность получить оплачиваемый им товар (услуги),

находясь в офисе поставщика!!!

Телебанк может предоставлять клиенту возможность использования удобных

подсистем "Голосовая почта" и "Факсимильная почта" для передачи или

получения экстренных сообщений, справочной информации либо документов, не

определенных в структуре телебанк (нормативно-правовых актов, бухгалтерских

инструкций и т.п.).

Платеж, проведенный через телебанк, обрабатывается в автоматическом

режиме. а информацию об изменении остатка на счете на банковский сервер

передает администратор-операционист. Операционист банка, обслуживающий того

же клиента, имеет возможность определить остаток на счете клиента.

Остатки по счетам клиентов рассчитываются на основании проводок и

могут быть получены за любые операционные дни (закрытые и незакрытые).

Выписки (реестры) по счетам клиентов телебанк формирует динамически по

запросу клиента. что исключает рутинный процесс их подготовки и хранения.

Клиент имеет возможность заказать выписку за любой день (период), в том

числе и за весь период своей деятельности. Стандартным образом производится

репликация баз данных операционного дня в устанавливаемый период. Возможно

и произведение телебанком модификации баз данных операционного дня.

Многие банки распространяют применение телекоммуникаций не только для

обработки операций со счетами клиентов, но и на другие области. Такие как

залоги, коммерческие и потребительские займы и кредиты. Сейчас стало

нормой, когда система передачи данных обрабатывает все банковские операции.

Вместо наличных, чеков и других платежных документов во многих случаях

целесообразно использовать электронные переводы средств (EFT - electronic

funds transfer). Например, корпорация Форд оплачивает счета поставщиков и

переводит заработную плату на счета своих служащих именно таким способом.

Однако обмен такой важной и конфиденциальной информацией, как

банковская, требует особых средств защиты от несанкционированного доступа,

ошибочной передачи по неправильному адресу, гарантии достоверности.

Возникающие здесь задачи решаются с помощью специальных способов

соединения, передачи данных и шифрования, которые призваны исключить

нежелательные последствия.

Международное сотрудничество, мобильность населения, обеспечение

деятельности интернациональных коммерческих организаций вызвали к жизни

необходимость межнациональной передачи коммерческой информации. Различия в

стандартах передачи данных и особенности учета, принятые в различных

странах и различных организациях, требуют выработки специальных протоколов

передачи данных, создания сетей, обслуживающих эти потребности. Самой

известной и крупной международной сетью является сеть организации SWIFT

(the Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), штаб-

квартира которой находится Брюсселе. Эта организация была создана, когда

240 крупных мировых банков стали сотрудничать в разработке стандартов

электронной передачи денежных средств между банками, находящимися в

различных государствах. Это предприятие предоставляет услуги по обмену

сообщениями между участниками мирового банковского сообщества, которыми

пользуются более 5300 финансовых учреждений и филиалов по всему земному

шару, находящихся в 130 странах. Сеть SWIFT сегодня ежедневно передает 2.7

миллиона сообщений и переводит около полутора триллионов долларов из одного

места в другое.

Возвращаясь в конце данного раздела к банковским, и именно розничным

услугам, и подведя итог всем вышеизложенным теоретическим аспектам

применения электронных систем расчетов в банковском деле, мы попытались

каким-то образом определить границы возможного применения электронных

систем расчетов в рамках современных розничных банковских услуг и

попытались представить это графически. В результате получился графический

рисунок, представленный в приложении А настоящей работы. В данном

приложении показано, что явное большинство всех розничных банковских

операций оказалось внутри границ возможного применения систем электронных

расчетов, за исключением работы в кассах банка с наличными денежными

средствами. Все остальные операции, связанные с розничными услугами,

физически сводятся к записям по банковским счетам и другой "бумажной"

работе. С обработкой больших объемов информации, ее хранением и обменом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.