директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство
членов.
Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует
работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков
страны.
Наряду с ним функционирует вне банка Национальный банковский совет. В
его состав включаются представители Президента, представители высших
органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая
численность совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются
Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию
развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-
денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации
Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании законодательных
актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание
при подготовке решений Совета директоров банка.
Подробнее организационная и территориальная структуры Банка России
приводятся в Приложении 4.
Функции Центрального банка.
Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди
всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйстве ной деятельностью.
С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с
другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее
деньгами, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального
банка Российской Федерации.
Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской
Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и
обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как
единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования
и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4
Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)", в соответствии с которой Банк России:
. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
. устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом:
. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами:
. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих
основных задач;
. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса Российской
. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской
Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-
финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и
статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с
федеральными законами.
Прибыль Банка России после направления ее на увеличение ресурсов Банка
перечисляется в доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения
oсвобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных
платежей.
Центральный банк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии
обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он:
. выступает для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они
получают от него кредиты в тех случаях, когда исчерпали или не имеют
возможности пополнить свои ресурсы из других источников;
. от имени Правительства управляет государственным долгом, т. е. размещает,
погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами,
эмитированными Правительством;
. наряду с коммерческими банками производит кассовое обслуживании бюджета,
ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительны и
исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды Правительств и
местным властям;
. является «банком банков», так как ведет счета коммерческих банков,
связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.
Ресурсы Центрального банка представлены в Приложении 5. Как видно из
таблицы, основной источник ресурсов — деньги в обращении и средства
коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, т.е. создание ресурсов путем
их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования федерального
Правительства и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются
под их обязательства, а также в порядке учета коммерческих векселей.
Правительство получает кредит в Центральном банке, представляя свои
обязательства. Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной
валюты.
Центральный банк РФ создает свои ресурсы двумя методами. Первый, когда
деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, т.
е. перемещаются в их оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в
обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков
на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов
Центрального банка. Эти остатки при необходимости образуются за счет
кредитов, выдаваемых системой Центрального банка. При этом методе речь идет
о налично-денежной, т.е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет
тогда, когда Центральный банк увеличивает свои кредитные вложения путем
выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах. При этом
следует говорить о депозитной эмиссии.
Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение
Центрального банка не может выдать деньги из оборотной кассы коммерческому
банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего
депозита в форме безналичных денег.
Таким образом, эмитируемые Центральным банком деньги — создаваемые им
ресурсы — в обоих случаях носят кредитный характер, их же обеспечением
служат обязательства коммерческих банков и Правительства, а также золото и
иностранная валюта.
Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка,
не вмешиваясь в их оперативную деятельность, Центральный банк выполняет
свои многообразные функции.
Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалось ранее, является
разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-
кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости
рубля. Деньги выступают как эквивалент товарно-материальных ценностей и
сами должны иметь материальные формы. Такими формами могут быть
металлические монеты, бумажные купюры, записи на банковских счетах или
записи на магнитных носителях, когда денежные остатки и переводы отражаются
в компьютерах. Чтобы деньги выполнили свою роль как средства платежа и
обращения, необходимо их реальное присутствие в одной из перечисленных
форм.
Следовательно, денежное обращение представляет собой обращение
наличных денег и денег в их безналичной форме. Небезынтересно отметить, что
до перехода России к рыночным отношениям в понятие «денежное обращение»
включалось только обращение наличных денег, в то время как во всех других
странах денежное обращение рассматривается в единстве движения денег в виде
банкнот и по банковским счетам.
Для управления денежным обращением ЦБ РФ публикует и использует в
процессе денежного регулирования различные показатели — денежные агрегаты,
принятые в международной практике. Например, агрегат МО показывает сумму
наличных денег; агрегат М1 включает агрегат МО и остатки денег, находящихся
на счетах в банках. Агрегат М2 отличается от агрегата М1 на сумму срочных
вкладов в системе Сбербанка. Для исчисления агрегата МЗ к агрегату М2
добавляются депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу,
позволяет ЦБ РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирования
денежного обращения. Для определения скорости возврата денег сумму их
поступлений за год в кассы системы ЦБ РФ относят к среднегодовому
показателю агрегата МО.
Скорость обращения наличных денег исчисляется как отношение их
совокупного оборота по приходу и расходу также к среднегодовому показателю
агрегата МО. Для определения скорости обращения всей массы денег, т. е. в
их наличной и безналичной формах, возможно использование данных о валовом
национальном продукте. Показатель скорости здесь вычисляется как отношение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12