Рефераты. Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития

в 1991 г. достигал 20% , в 1992 г. — 80%, в 1993 г. — 210%. С апреля по

октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова

повышалась, достигнув в январе 1995 г. — 200%. С мая 1995 г. до ноября 1997

г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была

повышена до 28%, в феврале 1998 г. — до 42%, а в конце мая — до 150%. В

1998г. ЦБР пересматривал ставку рефинансирования девять раз. С июля 1998

началось постепенное снижение ставки. 9 апреля 2002 г. она была установлена

на уровне 23%.

Ставка рефинансирования играет ключевую роль в системе процентных ставок

Банка России. Однако, как отмечается в Основных направлениях единой

государственной денежно-кредитной политики на 2002 г., задачей изменения

этой ставки не является оперативное влияние на текущую ситуацию на

межбанковском рынке. Изменение ставки играет роль сигнала, давая участникам

рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив ее

развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а

значит, на политику хозяйствующих субъектов.

Кроме ставки рефинансирования ЦБР устанавливает ставки по внутри дневным

кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а также депозитным

операциям.

Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993—1995

гг. создало предпосылки для активного использования операций на открытом

рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так,

покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла

значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в

августе 1995 г. С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО—ОФЗ

стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в

конце 1995 г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной

базы (в широком определении), в конце 1996 г. — около 82%, а в середине

1997 г. — 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. С августа 1998 г. объем

операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации

задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31

декабря 1999 г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично

взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводит работу по

переоформлению части государственных облигаций из своего портфеля в

облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит

проводить с ними операции на открытом рынке.

В целях регулирования ликвидности банков ЦБР активно проводит депозитные

операции с коммерческими банками, во-первых, с использованием системы

«Рейтерс-дилинг» с банками, располагающими этой системой, и во-вторых,

путем проведения депозитных аукционов.

Важное направление денежно-кредитной политики Банка России — политика

валютного курса. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве

инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Покупая

или продавая доллары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие как на объем

рублевой массы, так и на валютный курс рубля.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и

монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран

удельный вес наличных денег в России очень велик — около 40% денежной

массы, поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение.

Контроль за ростом денежной базы, более 70% которой составляют наличные

деньги в обращении, является важной составляющей регулирования Банком

России денежной массы.

Банкноты (билеты Банка России) и монеты — это безусловные обязательства

Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты

Банка России являются единственным законным средством платежа на территории

РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах

платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей

территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в

безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного

средства, как и наличные рубли. В целях организации налично-денежного

обращения на территории РФ Банк России:

осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и

хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;

устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для

кредитных организаций;

устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены

поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

определяет порядок ведения кассовых операций.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за

деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора —

поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и

кредиторов.

Действующая в России система пруденциального надзора в целом соответствует

ключевым принципам эффективного банковского надзора, определенным

Базельским комитетом по банковскому надзору («Комитетом Кука»). ЦБР

осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за

ними по следующим основным направлениям:

регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных

организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала,

нормативов ликвидности и др.); определение лимитов открытой валютной

позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения

бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и

статистической отчетности кредитных организаций;

регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБР,

проверка деятельности кредитных организаций.

Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной

системы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчеты, служит

расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы,

сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России;

координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе

клиринговых) систем.

Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию

банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах

хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации,

государственных внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты

Правительству России на срок не более одного года (для покрытия кассовых

разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами,

если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете. За

исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным Законом,

банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для

финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги

при их первичном размещении.

С 1995 г. происходят отказ от прямого банковского кредитования

Правительства РФ и секьюритизация государственного долга, т.е. кредитование

государства путем покупки государственных ценных бумаг. Если на начало 1994

г. ссуды Банка России Минфину РФ составляли 12,8 трлн руб., а его вложения

в государственные ценные бумаги — 0,2 трлн, в начале 1995 г. соответственно

59,5 и 7,1 трлн, то на 1 января 1996 г. ссуды находились на уровне 58,4

трлн руб., а вложения в ценные бумаги — 35,8 трлн; на 1 января 1997 г.

соответственно 57,8 и 75,7 трлн; на 1 июня 1997 г. — уже 0,7 и 128,9 трлн

руб. С 1999 г. происходит увеличение кредитов Правительству РФ для

обслуживания внешнего долга. На 1 декабря 2001 г. эти кредиты составили

190,7 млрд., в то время как вложения в ценные бумаги Правительства РФ —

258,5 млрд. руб. (депонированных).

ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных

ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на

состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-

кредитной политики.

Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга

РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным законодательством

и прежде всего Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном

внутреннем долге Российской Федерации». В соответствии с этим Законом

управление государственным внутренним долгом (определение порядка, условий

выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется Правительством

РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его учреждения посредством

осуществления операций по размещению долговых обязательств Правительства

РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной

форме.

Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным

направлениям:

. ЦБР предоставляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными

банками иностранных государств, а также в международных банках и иных

международных валютно-финансовых организациях. Является членом

международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества

в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах;

. определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему

РФ, выдает разрешения на создание банков с участием иностранного

капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет

аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных

государств на территории РФ;

. определяет порядок осуществления расчетов с иностранными

государствами;

. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и

организует его составление;

. управляет международными резервами страны;

. в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном

контроле» выполняет функции органа государственного валютного

регулирования и валютного контроля.

Функции ЦБР реализуются через его операции. Операции, связанные с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.