Рефераты. Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития

направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики

валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности

кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и

иных нормативных актов в области банковского дела.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной

структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат,

территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные

центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия,

учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности,

необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки

республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные

учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права

принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии

и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета

директоров.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган —

Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12

членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров

разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления

единой государственной денежно-кредитной политики. Устанавливает

экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных

организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России,

определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного

капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных

денег из обращения.

Основные цели, функции и операции ЦБ РФ отражены в Федеральном законе «О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.

:

. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

. развитие и укрепление банковской системы РФ;

. . обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы

расчетов.

Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих

функций, сформулированных в ст. 4, а именно, ЦБ РФ:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую

государственную и денежно-кредитную политику, направленную на защиту и

обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных

организаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

устанавливает правила проведения банковских операций,

бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и

отзывает лицензии кредитных организаций

и организаций, занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

.8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в

соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все

виды банковских операций, необходимые для

выполнения основных задач Банка России;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже

иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с

иностранными государствами;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и

через уполномоченные банки в соответствиис законодательством РФ;

принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного

баланса РФ;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и

прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде

всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Как видно из приведенного перечня, функции ЦБ РФ в основном совпадают с

функциями центральных банков промышленно развитых стран. Из определения,

которое дано Законом о Банке России первой функции ЦБР, следует, во-первых,

что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой,

которая разрабатывается и проводится ЦБР во взаимодействии с

Правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической

политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной

политики состоит в том, что ЦБР всегда берет за основу официальный прогноз

макроэкономических показателей, который использовался при составлении

проекта федерального бюджета. Одновременно ЦБР исходит из анализа развития

экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического

развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения

устойчивого долговременного экономического роста.

Во-вторых, Закон определил, что денежно-кредитная политика направлена на

защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней

стабильности, т.е. низких темпов инфляции и стабильного валютного курса.

Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий

экономических агентов и является, по мнению ЦБР, наилучшим вкладом денежно-

кредитной политики в развитие экономики. Все 90-е годы и начало 2000-х, а

также в среднесрочной перспективе последовательное снижение инфляции было,

есть и будет главной целью денежно-кредитной политики ЦБР.

Снижение инфляции — конечная цель денежно-кредитной политики. Следует,

однако, иметь в виду, что ЦБ РФ не в состоянии достичь конечной цели

напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно

влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых

ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.

В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как

одновременное достижение всех целей практически невозможно: например,

поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к

нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок,

поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; и напротив, стремление

поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам

может привести к расширению или сжатию денежной массы.

Традиционной промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России

является денежное таргетирование, которое предполагает поддержание темпов

роста денежной массы. На практике это означает, что ЦБР ежегодно определяет

в качестве основных ориентиров денежно-кредитной политики среднегодовой

темп инфляции и годовой прирост денежной массы. Например, на 2001 г.

предусматривался темп инфляции 12—14%, а прирост денежной массы (агрегат

М2) — 27—34%; на 2002 г. соответственно: 14,3-15,5% и 22-28%.

ЦБР неоднократно признавал, что по мере ослабления инфляции в Российской

Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно

роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами

снижаются, однако несмотря на это, денежное таргетирование по-прежнему

определяется как промежуточная цель денежно-кредитной политики. Воздействие

Банка России на денежную массу осуществляется путем регулирования

ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для

этого применяются различные инструменты и методы денежно-кредитной

политики. К основным из них относятся следующие:

1) процентные ставки по операциям ЦБР (минимальные ставки, по которым

ЦБР осуществляет свои операции);

2) нормативы обязательных резервов, деноминируемых в ЦБР(резервные

требования);операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами

и облигациями ЦБР, а также краткосрочные операции

типа репо с ценными бумагами;

рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;

валютная интервенция с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос

и предложение денег;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление

лимитов на кредитование коммерческих

банков, проведение банками отдельных операций;

выпуск от своего имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых только

среди кредитных организаций.

С 1996 г. к числу инструментов денежно-кредитной политики добавились

депозитные операции ЦБР (привлечение в депозиты свободных средств банков

для регулирования их ликвидности как на фиксированные сроки, так и до

востребования).Следует отметить, что набор используемых Банком России

инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики,

состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов.

Например, более двух лет не используется такой метод денежно-кредитной

политики, как изменение норм обязательных резервов. Последнее повышение

было проведено в январе 2000 г. ЦБ РФ воздерживается от повышения

нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно

прибегать лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного

давления на рынок. В 90-е годы этот инструмент использовался весьма

активно. В 1992—1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования

достигала максимально возможных по Закону — 20%. В 1996—1999 гг. нормы

депозитов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1

января 2000 г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам

юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических

лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублевым депозитам

физических лиц — 7%.

Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение

процентньгх ставок по операциям Банка России. Начиная с 1993 г. ставка

рефинансирования ЦБР изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 г. —

девять раз), причем нередко с интервалом в одну-две недели, иногда

одновременно на 30—40 пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.