Рефераты. Производство информационных продуктов и услуг

Однако при существующем уровне и темпах развития вычислительной техники и информационных технологий реферативные журналы как традиционная форма подачи информации уже не являются средством оперативного оповещения и малоэффективны для ретроспективного поиска. Решение этих проблем возможно путем развития функций библиографических и реферативных баз данных, а также электронных форм реферативного журнала как наиболее привычной для пользователей формы представления материала, но с новыми информационными и сервисными возможностями.

Новые информационные технологии позволяют работать с полными текстами документов независимо от их объема и оформления, что ставит вопрос о целесообразности сохранения реферативных служб. Однако практика показывает, что реферативные службы выполняют ряд функций, которые не готовы взять на себя никакие другие участники процесса коммуникации научно-технической информации, в частности слежение за научными разработками в конкретной и смежных областях знаний, косвенная оценка качества публикаций. Следует отметить, что вновь созданные в России службы, например «Консультант-Плюс» (правовая информация), также используют трехуровневую структуру предоставления информации, то есть данные об источнике — краткая информация (реферат или аннотация) — полный документ.

За последние годы в нашей стране замедлилась работа по генерации крупных отечественных баз данных библиографического и реферативного типа, что было вызвано экономическими трудностями и высокой стоимостью этого процесса (на Западе генерация крупных баз данных подобного типа, как правило, поддерживается государством). Эта функция сохранилась лишь у нескольких наиболее крупных организаций с государственной поддержкой: ВИНИТИ (точные, естественные и технические науки, с 1997 г. — медицина), ИНИОН (общественные науки), ВНТИЦентр и ВИМИ (отчеты о НИР и диссертации), ФИПС (патентная информация), ВНИИКИ (стандарты). Именно эти структуры обеспечивают российского потребителя почти 90% «оригинальной» информации. Подготовка информационных продуктов (изданий и баз данных) осуществляется в значительной степени при поддержке государства. Попытки коммерческих структур в России генерировать крупные базы данных не увенчались успехом.

Важным дополнением к РЖ служит бюллетень расширенных рефератов (сокращенных переводов) типа экспресс-информации (ЭИ). Издаваемая ВИНИТИ экспресс-информация выходит еженедельно сериями по отраслям науки и предметам, причем каждая серия содержит около 300 рефератов в год (в среднем по шесть в выпуске).

За последние годы под воздействием новых информационных технологий, особенно Интернета, а также с увеличением количества электронных изданий научная литература сильно изменилась на физическом уровне. Однако, какую бы форму ни получали научные публикации, для ученого-исследователя и специалиста неизменной остается потребность следить за научной литературой, знакомиться с содержанием конкретных публикаций и читать их. Только теперь это становится все труднее, так как полная открытость сети Интернет для публикования любых сообщений ведет к предметно-тематическому рассеянию публикаций в мировой научной литературе. В связи с этим возрастает роль информационных изданий, собирающих и представляющих в одном месте все доступные публикации по той или иной отрасли, предмету или проблеме в виде рефератов или библиографических описаний на одном языке.

Здесь мало помогает то, что все большее число первичных изданий выходит также в виде полнотекстовых электронных версий, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке. Вообще новая информационная технология, если говорить о первичных научных изданиях, помогает в основном при редакционно-издательской подготовке публикаций, при их хранении, беглом просмотре и беглой доставке публикаций потребителям. Но эта технология пока недостаточно эффективна для интеллектуальной переработки публикаций — их реферирования, индексирования, перевода на тот или иной язык, а также для проведения более точного поиска информации.

 

3.Рынок информационных продуктов и услуг: структура и характерные особенности


Одновременно с формированием информационного сектора экономики идет процесс создания информационного рынка, регулирующего обмен информационными продуктами и услугами, (в частности, право на использование информации).

Существуют разные подходы к определению понятия «информационный рынок». Под категорией «информационный рынок» может пониматься как сфера товарного обращения, где формируется спрос, предложение и цена на товары, так и место, где происходит торговля. Информационный рынок является частью рынка, где предметом обмена является специфический товар — информация, точнее, информационные продукты и услуги.

Наиболее полно содержательную сторону термина «информационный рынок» отражает следующее определение: информационный рынок есть система экономических, правовых и социально-психологических отношений, складывающихся в условиях многообразия форм собственности и конкуренции при обмене информационными продуктами и услугами между создателем (либо продавцом) и потребителем в процессе удовлетворения информационных потребностей.

Применительно к научной и технической информации рыночные отношения в классическом понимании имеют значительные ограничения. Эти ограничения обусловлены тем, что основным принципом рынка является прямое увеличение прибылей от реализации продуктов и услуг. Однако особенность информационного рынка научной и технической информации состоит в том, что:

— значительная часть информации (в форме информационных продуктов и услуг) направлена на обеспечение информированности обще-

ства в целом, информационного обеспечения научных исследований и разработок, поддержание процессов подготовки специалистов и т. п., а не на получение прямых доходов и прибылей. В связи с этим возникает первое противоречие между социальной функцией информации и ее недоступностью вследствие каких-либо причин, в частности установления высоких цен, отсутствия каналов связи и пр.;

— информация может быть востребована как в настоящий момент, так и спустя длительное время. В связи с этим появляется задача сохранения информации, которую решают библиотеки, архивные службы и т. п. Возникает второе противоречие, вызванное необходимостью оперативного информирования общества о новых достижениях и сохранения информации как национального информационного ресурса, обеспечивающего потенциал страны;

— информация по своей сути интернациональна, для нее не существует государственных границ. Закрепление информации в форме продукта на том или ином носителе не означает, что собственно информация не может быть передана в ходе беседы, дискуссии, сообщения на конференции. Развитие телекоммуникации (сеть Интернет) делает процесс передачи информации прозрачным. Таким образом, тредье противоречие заключается в открытости информации как таковой и стремлении отдельных структур (на уровне государства, фирмы, творческого коллектива) или личности не делать достоянием общественности ту или иную часть информации по тем или иным причинам.

Исходя из этого, рынок информационных продуктов и услуг не может ориентироваться исключительно на коммерческие принципы, не может быть замкнут в рамках официальных границ того или иного государства, то есть информационный рынок характеризуется максимальной степенью открытости, обусловленной телекоммуникацией, особенно использование ресурсов Интернета. Расширение связей между национальными индустриями информации, их взаимодействие и взаимодополняемость определяют объективность существования мирового информационного рынка.

Как показывает опыт развитых стран, исключительно на рыночных принципах не работает ни одна информационная структура. Это связано с тем, что процессы формирования информационных продуктов и услуг, особенно в сфере научной и технической информации, весьма дороги и в значительной степени ориентированы на распространение в нерыночных секторах экономики (наука, образование, культура).

Вкладывая средства в информационную деятельность, государство исходит из того, что результаты этих вложений принадлежат государству, то есть его гражданам, и не требуют оплаты, поскольку созданы за их счет. Бесплатная или льготная реализация информационных продуктов и услуг, произведенных за счет государства, нарушает право на свободу конкуренции и тем самым ставит в заведомо худшие условия негосударственных участников информационного рынка. Данная проблема должна быть решена государством.

И мировой, и российский информационные рынки подразделяются на следующие сектора:

— сектор деловой информации, охватывающий биржевую и финансовую, экономическую и статистическую, коммерческую информацию, а также деловые новости;

— сектор научно-профессиональной информации (научно-техническая, медицинская, юридическая и др.), охватывающий документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности и обеспечивающий доступ к первоисточникам через систему распространения информации (специализированные службы, библиотечный сервис и пр.);

— сектор массовой, потребительской информации, охватывающий новости и литературу, справочники, энциклопедии, потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не на служебное и промышленное использование;

— сектор социально-политической информации, обслуживающий органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

К настоящему времени в России достаточно эффективно функционируют сектора массовой информации, научно-профессиональной информации для специалистов, включая область научно-технической информации, быстро формируются сферы экономической и банковской информации. Традиционно хорошо сформирован банк данных по научно-технической информации. К настоящему времени в этой части сектора сосредоточено более 15-20% всей представленной на рынке информации, именно она определяет состояние развития науки, образования, культуры, социальной сферы.

Российский информационный рынок предлагает отечественному и зарубежному потребителю следующие информационные продукты и услуги:

— печатные издания, которые пользователь может использовать как книгу;

— базы данных на дискетах или компакт-дисках, которые могут быть использованы на персональной ЭВМ пользователя с практически неограниченными возможностями быстрого поиска любого ее фрагмента;

— удаленный доступ к базам данных в режиме on-line, когда требуемая информация поступает на ЭВМ пользователя немедленно, и в режиме off-line, когда пользователь получает информацию в ответ на свой запрос с задержкой;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.