Рефераты. Производство информационных продуктов и услуг

Данный режим характеризуется пассивностью, мало влияет на процесс научного исследования. Напротив, «информационное обеспечение» — это информационная деятельность, включающая совокупность информационных процессов, направленных на выполнение обеспечивающих научные исследования информационных функций, которые соединены в логически последовательную, целенаправленную систему. В этой системе сохраняется возможность использования отдельных традиционных форм обслуживания потребителей информации, например в режиме «запрос—ответ». Информационное обеспечение представляет собой процесс постоянного курирования научного исследования — от зарождения научной идеи, оформленной в виде научной проблемы, до внедрения в практику результатов исследования.

Информационные и библиотечные службы страны играют значительную роль в информационном обеспечении специалистов. Они формируют базы данных по различным отраслям знаний, выпускают информационные и библиографические издания, осуществляют текущее информирование о научно-технических достижениях, ретроспективный поиск ранее опубликованной информации. В то же время эти службы выполняют и обслуживающие информационные функции.

Ресурсы социальной информации весьма велики'. Однако до сих пор главной информационной, социальной, экономической и культурной проблемой является получение нужной информации. Другими словами, эта проблема преодоления разрыва между накапливаемой информацией и ее использованием. При наличии в обществе многих миллиардов документов, миллионов баз данных человек часто не получает ответа на свой вопрос (речь идет о тех запросах, на которые потенциально возможно предоставить информацию). Почему это происходит?

Причинами подобного явления называют обычно все возрастающий объем информации, с полной обработкой которой информационные центры не справляются, а также рассредоточенность (рассеяние) информации, что связано с множественностью ее локализации (она возникает везде, где есть человек). Препятствуют нахождению нужной информации и низкий уровень технической оснащенности некоторых информационных учреждений, ведомственная разобщенность, отсутствие координационной связи между национальными, отраслевыми, территориальными и международными информационными службами, нередко недоступность информации для пользователей, их слабая информированность, недостаточное и неполное раскрытие документов (нерасписанные сборники, труды и т. п.), низкая информационная культура пользователей (неумение сформулировать запрос, осуществлять поиск и др.) и недостаточная квалификация информационных работников. К тому же информация опредмечена в текстах, закодирована в информационных фондах, структуре документов, аббревиатурах и т. д. Чтобы сделать доступной информацию, нужно ее распредметить, расшифровать.

Для облегчения поиска необходимой информации созданы специальные институты. Они накапливают информацию и предоставляют ее в соответствии с запросами. Деятельность, которая обеспечивает удовлетворение информационных потребностей человека, есть информационное обслуживание (информационный сервис).

Существует множество учреждений, занимающихся в той или иной мере информационной деятельностью (включая и информационное обслуживание). Попытаемся дать их классификацию, используя два понятия, приведенные в книге «Современная информатика»: «информационная индустрия» (синонимы: информационная деятельность, сфера информационных услуг) и «информационно-коммуникативный комплекс». Под информационной индустрией в ней понимается «комплекс предприятий и организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются информационные услуги», под информационно-коммуникативным комплексом — «совокупность индустрии информации и всех смежных отраслей, например, обеспечивающих ее предметами и средствами труда, а также подготавливающих информационные услуги в качестве сопутствующих результатов деятельности».

Для классификации упомянутых выше учреждений и организаций с точки зрения информационного обслуживания используем два критерия: характер выполняемых ими информационных функций и принадлежность данных функций к основным, включенным или вспомогательным.

По этим признакам можно сформулировать три группы служб.

Для структур первой группы, в частности таких, как администрация учреждений, аптека, служба быта и т. п., информационное обслуживание является не основной, а вспомогательной деятельностью. Эти структуры предоставляют клиентам информацию о режиме работы своих учреждений, об ассортименте предоставляемых услуг (рекламная информация), консультируют по вопросам, входящим в сферу их компетентности (консалтинговая информация). Следовательно, здесь информационное обслуживание направлено на интенсификацию собственной деятельности организации.

Структуры второй группы — учебные заведения, для которых информационное обслуживание является органическим компонентом их основной деятельности. Оно не самостоятельно и осуществляется в рамках этой деятельности (уроки, лекции, семинары и т. д.).

К третьей группе служб относятся библиотеки, службы научно-технической информации, рекламные фирмы, архивы, музеи, книжные магазины, издательства, телеграфные агентства, радио-, телевизионные и видеослужбы, службы информационных брокеров и т. п. Они созданы специально для информационной деятельности, в рамках которой функционально (иногда и организационно) выделено информационное обслуживание.

Библиотеки, архивы, службы научно-технической информации, ижные палаты, музеи осуществляют долгосрочную кумулятивную (то есть собирают, обрабатывают и длительное время хранят документную информацию), а также трансляционную функции (последняя реализуется в процессе информационного обслуживания). Эти структуры содействуют распространению информации, обеспечению доступа людей к накопленным ими, а также другими учреждениями информационным ресурсам, удовлетворению их информационных и культурных потребностей.

Издательства, выставочные комплексы, рекламные агентства, книжные магазины, редакции радио, телевидения, информационные брокеры осуществляют краткосрочную кумулятивную и трансляционную функции.

Наряду с общими социальными функциями учреждения индустрии информации выполняют свои специфические функции, связанные с характером хранящихся в них документов и ориентацией на те или иные группы пользователей.

Так, библиотеки предоставляют главным образом документы и информацию широкого распространения для различных групп населения; архивы — неопубликованную документацию, материалы учреждений и организаций, «утратившие свое оперативное назначение» для специалистов; телевидение — аудиовизуальную информацию для массовой аудитории; службы информационных брокеров работают для узкого, но платежеспособного круга пользователей.

Специфика учреждений в зависимости от их названий отражает особенности предоставляемых ими услуг: библиотечное обслуживание, музейное обслуживание и т. д. Однако наличие у этих учреждений общих социальных функций и других признаков позволяет объединить их по принципу общности обслуживания информацией. Все они принадлежат к сфере информационного обслуживания. Под термином «информационное обслуживание», согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография», понимается «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг».

Предоставление информационных услуг пользователям — один из общих признаков, характерных для всех учреждений, занятых информационным обслуживанием.

Экономисты рассматривают услугу как особый продукт труда, как вид потребительской стоимости, которая существует в форме полезной деятельности, удовлетворяющей общественные потребности. Услуга обычно не принимает материальную форму. Информационная услуга в ГОСТ 7.0—99 трактуется как «предоставление информации определенного вида по его запросу». Информационные услуги имеют следующие свойства: полезность, способность облегчить доступ к информации, расширить возможности ее выбора, интеллектуальный характер, неотделимость от исполнителя, уникальность (поскольку каждый раз одна и та же форма услуги создается разными партнерами в разных ситуациях, с помощью разных ресурсов и сочетания их элементов), невозможность накопления и хранения услуг, отражение в структуре услуги некоторых элементов запроса (прежде всего предмета запроса), наличие в структуре услуги формы, содержания, пространственно-временных характеристик.

Библиотечное, архивное, музейное и другие виды информационного обслуживания, обладая таким общим свойством, как предоставление услуг, отличаются доминирующими в каждом из них формами услуг. Для библиотеки — это предоставление документов во временное пользование, справок; для книжного магазина — продажа документов, для музея — экспозиционные услуги, экскурсии. Для органов научной и технической информации характерны аналитические услуги, для радио и телевидения — новостные передачи и т. п. Это не означает, что библиотеки не организуют экспозиции, не составляют аналитические справки, а музеи или органы научно-технической информации не предоставляют документы, справки и т. п. Речь идет о доминирующих формах услуг. На этом основании библиотечное, архивное, музейное либо другой вид обслуживания можно определить как «один из видов информационного обслуживания, обеспечивающий пользователей необходимой информацией путем предоставления библиотечных, архивных, музейных, информационно-брокерских и других услуг».

В последнее десятилетие в России и еще раньше на Западе в связи с внедрением новых информационных технологий становятся все менее заметными различия между услугами разных информационных учреждений. Многие из них используют Интернет, поэтому важной формой услуг для них является показ: музей демонстрирует свои экспозиции, библиотека — книжный фонд, издательство — выпускаемую продукцию, архив — редчайшие документы и т. д.

«Обслуживать» значит обеспечивать чьи-то потребности. В ходе информационного обслуживания посредством выполнения услуг удовлетворяются потребности людей в информации (информационные потребности). Это еще одно свойство информационного обслуживания, характерное для всех учреждений данной сферы. В информационной практике такие цели реализуются через возможности службы, ее информационные ресурсы. Информационный работник удовлетворяет потребности в информационных услугах, в частности в справках, документах, ориентировании в информационных ресурсах, в переводе, копировании или покупке документов, просмотре сюжетов, новостей и т. п.

Предоставляемые услуги — это механизм приближения к пользователю предмета его потребностей, облегчения доступа к нему. Обеспечение доступа пользователей к информации есть общая цель информационного обслуживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.