Рефераты. Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести – Южный Урал" и "Вести – Южный Урал, События недели"

1.6 Особенности зрительского восприятия звука


Психологией восприятия звука занимается специальная наука - «психоакустика». Эта, сравнительно, молодая дисциплина изучает психологические и физиологические особенности восприятия человеком звука. Эта наука утверждает, что человеческие органы слуха сильно связаны с зрительными органами. И чтобы человеку, сидящему перед телевизором казалось, что он воспринимает естественную, реалистичную ситуацию,, кроме видеоряда, необходимо искусственным образом создать звуковую модель, хранящуюся в памяти. Только в этом случае зритель поверит в реальность происходящих , поверит в правду жизни.

В аудиальном сопровождении телесюжета можно три типавведения звука в материал:

Интершум - все кадры телевизионного сюжета должен сопровождать шум. Как правило он на две трети тише, чем голос. Обычно записывается на второй звукаовой канал телекамеры с микрофона-пушки.

Лайф (люфт) - Небольшой кусочек интершума, нормализованый до уровня голоса. В сюжете несет смысловую и композиционную нагрузку. Иногда используется вместо синхронов.

Синхрон, или интервью. Композиционный и смысловой блок телесюжета. Записывается как правило на первый канал телекамеры с репортерского направленного микрофона.

Звук на экране никогда не существовал сам по себе. Так или иначе - он всегда связан с видеорядом, с развитием, действиями и последовательностью зрительных образов. Поэтому вся система и последовательность звуковых образов может рассматриваться только в процессе движения визуальных образов. «Звук и изображение должны нести зрителю разную информацию о событии, но обязательно взаимосвязанную между собой, чтобы в сумме получалось единое содержание»


1.7 Лингвистические особенности публицистических текстов


1.7.1 Основные лингвистические черты публицистики

К настоящему времени в изучении публицистического стиля накоплен богатый опыт, отраженный в обширной литературе. Изучаются предметная, экспрессивная и эмоциональная функции публицистического стиля.

Использование функциональных стилей языка в публицистике является одной из ведущих тенденций его развития: появляются новые слова, выражения, словосочетания, знакомые слова приобретают новые значения и т.д. - тем самым обогащается сам язык.

К основным чертам репортерского стиля относятся:

1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;

2) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики; совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), обусловлено разнообразием тематики и жанров телевизионных материалов;

3) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;

4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;

5) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).

Публицистика реализует функцию воздействия (агитация и пропаганда), с которой совмещена функция чисто информативная (сообщение новостей).

В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики - любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.

Публицистический стиль находит применение не только в журналистике, но также в общественно-политической литературе, политических выступлениях, речах на собраниях и т.д.


1.7.2 Некоторые лексические особенности текста в аудиовизуальной информации

Часто приходится слышать, что на телевидении преобладает разговорная лексика, однако это не совсем верно. С. В. Светана отмечает, что «анализ любой передачи показывает как раз обратное - преимущественное использование лексики книжной. Но в телепередачах преобладает устная форма речи...», которая характеризуется меньшей синтаксической прочностью: «нет последовательного, упорядоченного употребления сочинительных и подчинительных связей, допускаются самоперебивы, появляются прерванные, ненормированные конструкции».

В устной речи на телевидении очень часто употребляются стилистически окрашенные слова, экспрессэмы, разного рода оценочные слова. Различное сочетание этих стилевых элементов подчеркивает индивидуальность автора, а использование разговорных, подчас даже просторечных конструкций делает телевизионную речь более доходчивой, понятной для самых широких зрительских масс.

Условия функционирования экранной речи, привязанность текста к изображению, когда определенное слово непременно должно попасть именно на данный конкретный кадр, предопределили широкое распространение в телевизионных текстах отступлений от объективного порядка слов в предложениях - так называемую инверсию.

«Субъективный порядок слов может усилить динамику визуальной части, создавая смысловые единства и смысловые контрасты.»

Синтаксис устной речи, как известно, вообще отличается широким использованием вводных, сегментированных и присоединительных конструкций.

«Вычленяя отдельные части высказывания, эти конструкции создают необходимую напряженность речи, увеличивают ее экспрессивность.»

Близость стилистики телевизионных текстов к привычной разговорной речи вовсе не означает, что литературная работа над текстами является лишней, что вполне можно обойтись экспромтом в процессе самой съемки или построить передачу на использовании синхронного интервью.

Работа над текстами должна проводиться авторами публицистических материалов очень тщательно, с учетом некоторых специфических особенностей звучащего с экрана слова. Дикторский текст телепублицистики прежде всего должен быть общедоступным, легко воспринимаемым на слух.

Предложения должны быть ясными и четкими, без сложных синтаксических конструкций. Следует избегать причастных и деепричастных оборотов - они, как известно, противоестественны в разговорной речи.

Большую опасность для дикторских текстов представляет различного рода омонимия. Она может возникнуть на фонетическом уровне (так называемые омофомы), на уровне грамматических форм (омоформы), а также на уровне синтаксических погрешностей, когда фраза строится так, что непонятны субъект и объект действия. Поэтому текстовые материалы на телевидении никогда не должны оцениваться при чтении с листа. Текст, рассчитанный на слуховое восприятие, для его оценки должен читаться вслух.

Звучащая с экрана речь имеет некоторые особенности и в композиционном построении. Если при чтении напечатанного текста всегда есть возможность вернуться немного назад, перечитать отдельные слова и предложения, то зритель у экрана телевизора лишен такой возможности. Поэтому необходимо по мере возможности время от времени тезисно повторять основную мысль, делать поэтапное резюме - и в звуковом ряде, и в изобразительном. Конечно, это должен быть не дословный повтор такому эпизоду необходимо сообщать каждый раз новое сюжетно-обобщенное содержание.


Глава 2


2.1 Итория ГТРК «Южный урал», программ «Вести - Южный Урал», «Вести - Южный Урал, События недели»


Телеканал «Россия - Южный Урал» вещает на Челябинскую область с 17 июля 1958 года. Сейчас в состав телерадиокомпании входят несколько редакций радиопрограмм, еженедельная газета, интернет вещание и, конечно, несколько телепрограмм, основная - «Вести - Южный Урал». Ежедневно в эфире телеканала «Россия» выходит 13 выпусков программы «Вести - Южный Урал». Они разделены на блоки: утренние эфиры (8 эфиров), дневные эфиры (3 эфира), прайм-тайм (1 эфир) и «Вести +». Один раз в неделю в воскресение в эфир выходит программа «Вести - Южный Урал, События недели» итоговая информационно-аналитическая программа, рассказывающая о самых значимых событиях минувшей недели и показывающая их «в развитии», расширенные «Вести».

И по последним исследованиям «gallop-media» среди местных региональных каналов «Россиия - Южный Урал» занимает первое место.


2.2 Работа с видео, монтаж


Как правило, в монтаже сюжетов информационных программ применяется обычная, так называемая, прямая склейка. Хотя, подход к монтажу зависит от «формата» информационной передачи. Так, например, в «Событиях недели» в отличии от «Вестей» на стадии монтажа можно позволить себе немного больше, чем просто склеивать «общий, средний, крупный» планы. Здесь допускается применение видеоэффектов; клипового, миксового монтажа и монтажа других видов.

Технический прогресс и развитие компьютерной техники привели к тому, что во многих региональных телекомпаниях монтажер - это скорее контролер, нежели творческий работник. Фактически, его функции на современной телекомпании - проверять уровень звука, чистоту склеек и выписывать сюжеты на компьютер-форвард. Сам монтаж осуществляют журналисты, т.е. непрофессионалы. То же самое происходит на ГТРК «Южный Урал». Это удобней, это оперативней, но, по личным наблюдениям, вряд ли кто-то из монтирующих журналистов часто задумывается о том, как монтаж может «сыграть» на идею телесюжета.


2.2.1 Динамика монтажа

На обучающих курсах журналистов и монтажеров учат, что средний телевизионный план длится 4-5 секунд. Многие непреклонно следуют этому правилу. Но, именно монтаж придает сюжету внутреннюю динамику. И варьировать длительность планов не просто можно, а нужно. Длительность кадров должна быть непосредственно связана с темой сюжета. Рассмотрим на примерах авторских работ.

Сюжет об ужесточении наказания для владельцев залов игровых автоматов (Приложение 2) был снят в марте этого года. Довольно «громкая» история освещалась на всех телеканалах области. Эта тема очень близка к криминалу и поэтому было принято решение сделать ее как можно более подвижной. Один из приемов, которые использовались на монтаже - динамичный, почти клиповый монтаж. Средняя продолжительность планов в этом сюжете 2-3 секунды. Продолжительность синхронов, примерно, 7 секунд. На фоне сюжетов остальных телекомпании этот сюжет выглядит очень выгодно. «Быстрый» монтаж придал сюжету внутренний импульс, сделал его «живым».

В сюжете о новой старой деревне Арыково (Приложение 2), наоборот, использовался «медленный» монтаж. Тема сюжета - возрождение признанного в советские годы «неперспективным» и, соответственно, разрушенного села в Кунашакском районе. В среднем планы длятся по 6-8 секунд. Это подчеркивает неторопливый ход деревенской жизни. И как бы противопоставляет жизнь героев сюжета, импульсивной жизни городских жителей.


2.2.2 Внутренняя динамика кадра

В случае с сюжетом об игровых автоматах съемочной группой было принято решение проводить съемки «без штатива». Почти весь набранный видеоряд, за исключением адресных планов и синхронов - это либо съемка «с плеча», либо съемка скрытой камерой. Такая съемка была нужна, чтобы создать особый «эффект подглядывания». По большому счету, среди телевизинщиков такое видео принято списывать в брак. Но, по авторскому замыслу, оно имитирует так называемую «оперативную съемку», что опять же подчеркивает криминальность темы и позволяет телезрителю как бы «заглянуть» в криминальный мир.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.