Рефераты. Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести – Южный Урал" и "Вести – Южный Урал, События недели"

Аналогичный прием был использован в сюжете, рассказывающем о параде 9-го мая 2009 года (Приложение 2). По большому счету, что такое парад 9-го мая и как он выглядит, знают все жители нашей страны. На редакционной летучке было принято решение показать «большой парад глазами маленького человека». Для этого на съемки группа взяла еще одну камеру. Оператор снимал по всем законам видеосъемки, а в это время журналист с любительской камерой ловил маленькие «моменты жизни», то, что невозможно показать на ежегодной прямой трансляции. Удалось даже пообщаться с ветеранами боевых действий буквально за пару секунд до их выхода, когда они уже построились на площади революции. В итоге получился «живой» и довольно «неформатный» сюжет о, пожалуй, самом освещаемом в СМИ празднике.

Так же на динамику сюжета сильно влияет внутрикадровый монтаж. С одной стороны его можно считать способом «оживить» сюжет, как это было в репортаже о первых челябинских фингербордистах (Приложение 2). Фактически, в стендапе этого сюжета план меняется 5 раз, что придает картинке внутренний импульс. С другой стороны, внутрикадровый монтаж - это мощнейший художественный инструмент. В том же сюжете о фингербордах очень хорошо подчеркнут размер этих самых фингербордов всего лишь одним кадром. На быстром отъезде, когда скетборды для пальцев положили на обычный скейт.


2.2.3 Содержание кадра

Как правило, содержание кадра зависит от оператора, от его видения материала и мира. Поэтому для журналиста очень важно держать контакт с оператором. И обычно режиссером на съемках, в условиях работы на региональном ТВ, становится именно оператор. Хотя, этот подход неправилен. В сюжете очень важен так, называемый «режиссерский ход», и автором его должен быть журналист (хотя, соавторство всегда приветствуется). На идею сюжета должен работать буквально каждый кадр. Как известно, больше всего информации, около 80 процентов, зритель получает именно из видеоряда, поэтому очень важно разнообразить визуальную составляющую сюжета, использовать визуальные образы. Таким, например, стал образ фотоальбома в сюжете «Мирная война чебаркульских ветеранов» (Приложение 2). Этот образ проведен лейтмотивом через весь сюжет и при его помощи выделились ключевые места репортажа, самые эмоционально накаленные. Так же визуальными образами можно пользоваться, когда по тем или иным причинам невозможно показать объект, о котором говорится в сюжете. Например, в репортаже про пожар в Ленинском районе Челябинска (Приложение 2) было просто невозможно показать погорельцев: люди находились в реанимации. Но, кадр с оплавившимся детским пистолетиком сказал всё гораздо лучше, чем журналист.


2.2.4 Видеоэффекты и компьютерная графика в информационном сюжете

Видеоэффекты в информационных сюжетах, как правило, не используются. Но все же иногда бывают ситуации, когда без них не обойтись. Самый используемый эффект в информационных сюжетах - микс (mix - плавный переход). Чаще всего его применяют в том случае, когда необходимо показать течение времени двумя-тремя кадрами. Как это было в сюжетах «Смайл» и «Фингербординг» (Приложение 2). В первом необходимо было показать изменения случившиеся с челябинской улицей, после того как участники смайл-движения нарисовали на заборе стройки гигантскую улыбку. Во втором случае было важно показать как из деталей: колесиков, дощечек и подвесок.

Так же часто используется эффект «зажатие цвета». Цветную картинку намеренно делают черно-белой. Например, в сюжетах «Каратэ» и «Севильский цирюльник» (Приложение 2) цвет был зажат, чтобы выделить архивные кадры из общего потока видеоряда. В сюжете 9-ое мая эффект был использован для того, чтобы выделить любительские съемки. Конечно, сюжет немного «обеднел» от того, что яркий праздник потерял свои яркие краски, но без этого всё бы смешалось.

Так же можно выделить группу эффектов «под тему». Например, фотоаппаратный щелчок. Как правило используется, чтобы «отбить» фотографии. Как это, например, было сделано в материале «Автомобильный салон» (Приложение 2). Тогда съемочною группу не пустили на аварийную стоянку, поэтому пришлось использовать материалы предоставленные хозяйкой автомобиля.

Компьютерная графика. Чаще всего используется для наглядности: например, чтобы показать на экране большой массив информации, выраженной в цифрах, или длинные цитаты, очень часто практикуется с высказываниями известных политиков. Так же используется, если нужно показать, то, что снять невозможно, например, миграцию мамонтов, как это было в сюжете «Тропами мамонтов». Так же она может играть на режиссерский замысел в сюжете. Например, в репортаже про автомобильное страхование графика была использована, для того, чтобы обозначить смену места действия. Из-за обширной географии сюжета, графика лейтмотивом прошла через весь репортаж.


2.3 Журналистские приемы информационного сюжета


В последнее время на отечественном ТВ заметна тенденция к «оживлению» сюжетов путем введения в них так называемых «маленьких людей». Героев. Большинство материалов подается через участника события или через свидетеля. Зрителя можно поразить неожиданными подробностями из жизни человека, тем самым заставить его сопереживать. Как это было в сюжете про автомобильное страхование. Из тысячи обманутых людей съемочная группа выбрала одну девушку и через нее, через ее проблемы раскрыла тему.

Так же хорошим решением сюжета может стать стендап. Многие российские журналисты спорят о необходимости использования стендапов в журналистском материале. На западе таких споров даже не было. В американских, сюжетах, например, стендапы встречаются даже чаще, чем синхроны. Стандартная модель телесюжета BBC: St-up+ЗК+СХ+ЗК+St-up. Это позволяет сюжету обрести лицо, рассказчика. Зритель уже не просто слушает голос, а может посмотреть в глаза человеку, который ему всё это рассказывает. Между рассказчиком и зрителем устанавливаются доверительные отношения. Не менее важный аспект - это показать, что происходит «за спиной». В галзах зрителя это делает репортаж оперативным. Сейчас, на ГТРК «Южный Урал» практикуется такой вид репортажа, как live-to-tape - сюжет построенный на стандапе, синхронах и лайфах, местами стендап перекрывают видеорядом. В некотором роде, это даже создает на экране видимость прямого включения.

Одним из важнейших композиционных и смысловых блоков телевизионного информационного сюжета является лайф. Как правило, каждый информационный сюжет начинается именно с лайфа. Это делается для того, чтобы показать человеку, о чем мы будем рассказывать, дать ему увидеть и услышать небольшой кусочек жизни. В случае нелинейного построения композиции сюжета, лайфом можно заинтриговать хзрителя. Так было, например, в сюжете о соревнованиях по рыбалке.

Обычно лайф записывается случайно. Хотя бывает, что его необходимо режиссировать. Для этого корреспонденту необходимо четко представлять, что должно получиться в итоге. Так, например, в сюжете «мирная война» были срежессированы почти все лайфы.


2.4 Звуковые элементы


Пожалуй, самым важным звуковым элементом в сюжете является интершум. Как уже было написано в теоретической части работы - ухо и глаз человека неразрывно связаны. Интершум в телевизионном сюжете необходим именно для создания того самого «эффекта присутствия». И если человек видит на экране стреляющие танки или завод, то, по умолчанию, интершумом должен идти оглушающий грохот. Иначе, зритель просто поставит под сомнение всё происходящее на экране. Хотя, и отсутствие интершума может играть на смысл сюжета. Например, заводские станки в полной тишине больше расскажут об экономическом кризисе на заводе, чем закадровый текст, как, например, это было в сюжете про катав-ивановск.

Звуковые эффекты. Применяются в телевизионной ирнформационной журналистике крайне редко. И в основном служат, чтобы опять же оправдать видеоряд. Например, опять же сбивки с фотокадрами. Или, если нужно «оживить» лайф, как, например, это было в сюжете про день дебагера.

Как правило, в информационных сюжетах не используется музыка, если только на лайфах, хотя бывают и исключения. Скорее всего будет лишним говорить, что музыка дополняет видеоряд и передает то, что не сможет передать человек. Она дает сюжету чувства. Ощущения пространства. Например, концерт на курае, подмонтированный к планам степи, гораздо лучше сказал зрителям о мировоззрении героев сюжета о селе Арыково, о месте, где они живут, чем авторский текст. Введение в сюжет музыки - это очень серьезный режиссерский шаг и требует длительной работы и тщательного монтажа, потому что, если этот ход не продуман, весь сюжет будет испорчен.

Заключение


Главным достижением нашей работы можно считать то, что мы собрали разрозненную, малообработанную применительно к данной теме информацию и обобщили ее. Так же достижением можно считать применение этих теоретических знаний на практике.

В ходе работы были выполнены все поставленные задачи, цель исследований достигнута.

Подведём итог нашему исследованию. В ходе работы нам удалось доказать необходимость решения информационных сюжетов при помощи приемов кинематографа и художественных элементов в условиях современной журналистики. Основное, зачем они нужны - привлечение внимания аудитории. Хотя, стоит оговориться, использование образов делает более субъективной и без того субъективную подачу в репортаже что в целом может противоречить журналистской этике, однако, это тема для отдельного исследования.

В заключении нам следует особо отметить тенденцию, которая возникла на российском телевидении: все федеральные телеканалы либо уже являются государственными («Первый», «Россия»), либо доля государства в них велика и является определяющей (НТВ). Определяющей в том числе и политику канала. Новости становятся всё более официальными, официозными и превращаются в формальную процедуру. Всё это - результат государственного давления. Использование художественных элементов, рассмотренных в работе, может спасти новости, потому что предлагает широкие возможности для творчества даже в заданных рамках.

Список использованной литературы


1.       Афанасьева Е. Камера смотрит в жизнь // Русский Newsweek. М., 2004. №29. С. 74 - 75.

2.       Бесс Б., Дезормо Д. Построение телевизионного репортажа. М.: Галерия, 2004.

3.       Воронов А. Эфирное сознание // Коммерсантъ-Деньги. М., 2004. № 47. С. 63 - 65.

4.       Зверева Н. Тележурналистам из регионов: ответы на ваши вопросы. М.: Галерия, 2004.

5.       Зверева Н. Культура “императоров”. Кто на площадке главный // www. internews. ru/sreda/42/12.html.

6.       Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2000.

7.       Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. С. 135.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.