При работе с данными перечисляемого типа можно применять стандартные функции Succ, Рred, Ord.
Succ (аргумент) возвращает значение, следующее за элементом, указанным как аргумент. Если следующего элемента нет (закончились), то это приводит к программному прерыванию (ошибке).
Рred (аргумент) возвращает предыдущее значение из перечня констант, из которых состоит данный тип.
Ord (аргумент) возвращает порядковый номер аргумента в списке констант, перечисленных в описании в виде целого числа. Элементы пронумерованы в порядке 0,1,2,..., т.е. первый элемент имеет номер 0.
Пример:
Туре month = ('jan','fab','mar','apr','may','jun','jul','aug','sep','ocf','nov','dec');
Var a,b,c,d,c,mes: month; f,h,g: integer;
Begin mes: =jul;
a: = Pred (mes); {в a находится 'jun'}
b: = Succ (mes); {в b находится 'aug'}
с: = Pred (pred(mes)); {в с находится 'mау'}
d: = Succ (succ(mes)); {в d находится 'sep'}
e: = Succ (pred(mes)); {в е находится 'jul'}
f: = Ord (mes); {в f находится 6}
h: = Ord (pred(mes)); {в h находится 5}
g: = Ord (succ(mes)); {в g находится 7}
END
Интервальный тип задается диапазоном изменения констант внутри какого-либо уже имеющегося перечисляемого или стандартного типа, кроме вещественного (integer, byte, booban, char). Значение первой константы должно быть меньше значения второй константы диапазона.
Туре
Dni = 1...31;
Litera = 'a',...,'z',
Var Rabdni,bolndni, vuhod: dni; {могут принимать значения 1-31}
im,ident: litera; {могут принимать значения 'A'-'Z'}
Выход за пределы диапазона вызывает программное прерывание.
Допускается задание диапазона именами констант:
Const min = 1; max = 31;
Туре Dni = min…max;
Var rabdni,boldni,vuhoddni:dni;
Для интервального типа также возможно применять функции Succ, Pred, Ord.
3.1. Общие положения
До сих пор мы рассматривали линейные программы, алгоритм которых можно было представить в виде блок-схемы (рис. 3.1)
Возможны случаи, когда программа ветвится в зависимости от какого-либо условия (см. рис. 3.2). Ветвление может быть двух направлений: по принципу условие верно - идти по одной ветви, условие ложно - по другой. В этом случае применяется оператор if. возможно ветвление сразу нескольких направлений: если k=l - идти по одной ветви, если k=2 - по другой, k=3 - по третьей и т.д. в этом случае удобнее применять оператор Case.
3.2. Оператор goto, раздел описания меток
Последовательное выполнение операторов в программе может быть нарушено оператором перехода. Общий вид оператора: goto метка; где метка - буква, либо цифра, либо набор букв и цифр, из которых первая - всегда буква, Например, М1, LI, NK. Метка, стоящая после goto, указывает, куда нужно пойти. Достигается это тем, что если в программе находится оператор goto метка; то в этой же программе обязательно имеется какой-либо оператор вида метка: оператор; который считается помеченным, и машина, встретив goto метка; не будет выполнять оператор, записанный после оператора goto метка; а перейдет к выполнению оператора метка: оператор;
Иллюстрация:
а: = b+с;
с: = sgrt (a+exp(b));
goto M1;
z: = x+y;
writeln (z);
M1: S: = P;
В случае, если бы не было оператора goto М1; все операторы выполнялись бы последовательно один за другим. здесь же после оператора с: =... стоит goto М1; следовательно, машина не будет выполнять z:=... и writeln..., а сразу после с: =... перейдет к выполнению оператора М: S: = Р;
Метки, применяемые в программе, должны быть описаны в разделе описания меток, который желательно ставить первым среди описаний. Выглядит раздел так: Label М1, М2, L, NK; т.е. после слова Label перечисляются через запятую все метки, которые будут применяться в данном блоке (программе). Заканчивается описание символом ';'.
Пример: составить программу, вычисляющую значения функции cos х, где начальное х = 0, следующее х = 0.01 и т.д.
Program Prim3; Label M; Var x:real; BEGIN x:=0; M: writeln('x=',x,'cos x = ',cos(x)); x:=x+0.01;
goto M; readln; END.
Программа будет работать следующим образом: х присвоится значение 0; writeln выведет на экран текст, который указан в первых кавычках х =, далее извлечет из ячейки х значение и выведет его на экран; затем снова выведет текст cos х =, затем вычислит значение cos х и выдаст его на экран, т.е. машина выведет первую строку в виде
x = 0.0000000000Е + 00 cos х = 9.9999999999Е - 01.
После этого возьмется то х, которое было извлечено из ячейки памяти х (прежнее значение х), т.е. 0.0, к нему прибавляется величина 0.01 и результат снова занесется в ячейку памяти х так, что в х будет 0.01, после этого оператор goto m; передаст управление оператору, помеченному меткой м, т.е. оператору writeln, и машина выдаст новую строку:
x = 1.0000000000Е - 02 cos х = 9.9995000041Е - 01;
- выполнит оператор
х: =x + 0.01, получит х = 0.02;
- выведет строку
x = 2.0000000000Е - 02 cos х = 9.9980000666Е - 01;
- сделает х = 0.03 и т.д., до бесконечности, так как в данном алгоритме окончание работы не предусмотрено. Для завершения работы следует применить оператор if.
3.3. Оператор if
Общий вид: If булевское выражение then оператор else оператор;
Работа оператора: вначале вычисляется булевское выражение, значение которого в конечном итоге может быть только TRUE или FALSE. Если булевское выражение TRUE, то выполняется оператор, следующий за словом then, а затем происходит переход к оператору, следующему за if. Если булевское выражение false, то выполняется оператор, следующий за словом else, затем происходит переход к оператору, следующему за оператором if.
Замечание: после оператора, следующего за then, перед else символ ';' не ставится, так как оператор if еще здесь не закончен, а ';' ставится после окончания оператора. Возможно применение сокращенного оператора if:
If булевское выражение then оператор;
Здесь, если булевское выражение true, выполняется оператор, следующий за словом then, и происходит переход к оператору, следующему за оператором if. Если булевское выражение false, то оператор if игнорируется (вообще не выполняется), а выполняется оператор, следующий за if.
Переделаем "бесконечную" программу п. 3.2. в такую, которая остановится тогда, когда х станет равным 0.1.
Program Prim4; Label M; Var x:real;
BEGIN x:=0;
M: writeln('x=',x,' cos x = ',cos(x));
x:=x+0.01;
if x<=0.1 then goto M; readln;
END.
Программа выдает результаты вычислений cos(x) для х = 0.01, 0.02, 0.03 и т.д., до 0.01.
В последней программе булевское выражение х < = 0.1. Какие бывают булевские выражения? Вообще говоря, булевское выражение после вычисления всегда истинно или ложно, т.е. TRUE или FALSE. Действительно, выражение х < = 0.1 может быть истинно, если х меньше или равно 0.1, и ложно - в противном случае. Вообще булевское выражение может строиться из булевских констант TRUE и FALSE; переменных булевского типа (в которых могут храниться TRUE или FALSE); обращений к функциям, которые возвращают TRUE или FALSE и отношений, соединенных между собой булевскими операциями и круглыми скобками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28