{ конец перемножения матрицы на вектор }
writeln(' распечатка массива а ');
for i:=1 to n do
begin GotoXY(2,l); l:=l+1; { начать новую строку }
for j:=1 to m do
write(a[i,j]:5); end;
GotoXY(2,l); l:=l+1; writeln('распечатка массива b');
GotoXY(2,l);
write(' ',b[j]); L:=L+1;
GotoXY(2,L); L:=L+1; writeln('результирующий массив с');
GotoXY(2,L);
write(' ',c[i]);
readln; END.
12.1. Инициализация графического режима
Для вывода графических изображений на экран турбо Паскаль предоставляет пользователю библиотеку Graph. Общий вид программы с использованием Graph имеет следующий вид:
Program имя;
Uses Graph;
var
grDriver, grMode, errCode: integer;
begin
grDriver:= Detect; {определение номера, установленного в системе драйвера}
initGraph (grDriver, grMode,''); {инициализация графического режима}
if errCode= grOK then
begin { режим открыт и можно работать}
end else
begin {графический режим не удалось открыть, проанализируйте содержание переменной errCode}
end.
Замечание. Две кавычки в initGraph правомочны только тогда, когда графическая программа находится в том же каталоге, что и библиотека Graph. В противном случае в кавычках должен стоять путь - указание, где находится библиотека Graph.
12.2. Процедуры и функции библиотеки Graph
Функции GetMaxX и GetMaxY возвращают значения типа Word, содержащие максимальные координаты, соответственно, X и Y относительно левого верхнего угла в пикселах (точках).
Различные мониторы имеют различную разрешающую способность, например: VGA - 640480 точек, IBM 8514Hi - 1024768 точек.
Функции GetX и GetY возвращают текущие координаты указателя. Процедура SetViewPort (Х1, Y1, Х2, Y2, Clipon); устанавливает прямоугольное окно на графическом экране, X1, Y1 - координаты левого верхнего угла; Х2, Y2 - координаты нижнего правого угла окна.
Если выражение Clipon имеет значение true и элементы изображения не помещаются в окне, то они отсекаются, если - false, то отсечка игнорируется.
Процедура MoveTo (Х, Y); устанавливает новое текущее положение указателя.
Процедура MoveRel (Ox, Dy); устанавливает приращения новых координат указателя относительно старых.
Процедура ClearDevice, очищает графический экран, указатель устанавливается в левый верхний угол, экран заполняется цветом, заданным процедурой SetBkColor.
Процедура PutPixel (Х, Y, Color); выводит на экран точку Color цвета. Процедура LineTo (Х, Y); вычерчивает линию от текущего положения указателя до точки Х, Y.
Процедура SetLineStyle (Туре, Pattern, Thick);
Где Туре - тип линии. Pattern - образец линии. Thick - толщина линии.
Тип линии:
0 - сплошная,
1 - точечная,
2 - штрихпунктирная,
3 - . . . . . . . .
4 - узор линии определяет пользователь параметром pattern.
Thick=l - толщина линии в 1 пиксел.
Thick=2 - толщина линии в 3 пиксела.
Процедура Rectangle (Х1, Y1, Х2, Y2); вычерчивает прямоугольник с использованием текущего цвета и текущего стиля линий.
Процедура DrawPoly (N, Р); вычерчивает произвольную ломаную линию. N - количество точек излома, включая крайние; Р - переменная типа PointType, которая в Graph имеет вид:
type
PointType=record
X, Y: Word
end;
При вычерчивании используются текущий цвет и текущий стиль линий. Процедура Circle (Х, Y, R); вычерчивает окружность с центром X, Y и радиусом R.
Процедура Arc (Х, Y, Beg А, End А, R); вычерчивает дугу окружности Beg А и End А, соответственно, начальный и конечный углы дуги.
Процедура Ellipse (Х, Y, Beg А, End А, RX, RY); вычерчивает дугу эллипса с центром X, Y; Beg А, End А - начальный и конечный угол, RX и RY - горизонтальный и вертикальный радиусы.
Процедура Bar (Х1, Y1, Х2, Y2); заполняет прямоугольную область экрана образцом узора и текущим цветом, которые устанавливаются процедурой SetFillStyle.
Процедура Ваr3D (Х1, Y1, Х2, Y2, Depth, Тор); вычерчивает трехмерное изображение параллелепипеда и закрашивает его переднюю грань. Depth - глубина третьего измерения, Top=true - верхняя грань вычерчивается, false - нет.
Процедура FillPoly (n, Coords); обводит линией и закрашивает замкнутый многоугольник; n - количество вершин, Coords - переменная типа PointType, содержащая координаты вершин (см. DrawPoly).
Процедура FillEllipse (Х, Y, Rx, Ry); обводит линией и заполняет эллипс.
Процедура Sector (Х, Y, Beg А, End А, Rx, Ry); вычерчивает и заполняет эллипсный сектор.
Процедура PieSlice (Х, Y, Beg А, End А, R); вычерчивает и заполняет сектор окружности.
Процедура SetColor (Color); устанавливает текущий цвет для выводимых линий и символов.
Процедура SetbkColor (Color); устанавливает цвет фона окна.
Процедура SetFillStyle (Fill, Color); устанавливает стиль Fill и цвет заполнения Color.
Значения Fill:
заполнение фоном (узор отсутствует);
сплошное заполнение;
заполнение - - - - -;
- « - /////// ;
- « - утолщенными ///////;
- « - утолщенными \\\\\\ ;
- « - \\\\\\ ;
- « - + + + + + +;
- « - ******;
- « - прямоугольной клеточкой;
- « - редкими точками ;
- « - частыми точками ;
- « - узор определяется пользователем.
Процедура FloodPill (Х, Y, Color); заполняет произвольную замкнутую линию (точки соединения должны совпадать, например, концы линий не могут пересекаться) текущим стилем и текущим цветом. X, Y - координаты точки внутри фигуры, Color -- цвет ограничений линии. Если линии разомкнуты или пересекаются и концы «торчат», то цвет «разольется» по всему окну.
Функция ImageSize (X1, Y1, X2, Y2); возвращает размер памяти в байтах, необходимый для размещения прямоугольного фрагмента изображения (например, окна с рисунком).
Процедура GetImage (X1, Y1, X2, Y2, Buf); помещает в память копию прямоугольного фрагмента изображения. Buf -- переменная или участки кучи, куда будет помещена копия видеопамяти с фрагментом изображения. Размер Buf должен быть не меньше значения, возвращаемого функцией ImageSize с теми же координатами X1...Y2.
Процедура PutImage (X, Y, Buf, Mode); выводит в заданное место экрана копию фрагмента изображения, ранее помещенную в память процедурой GetImage.
X, Y -- координаты левого угла того места на экране, куда будет скопирован фрагмент изображения. Buf -- переменная, или участок кучи, откуда берется фрагмент изображения. Mode -- способ копирования.
12.3. Примеры программ
Ниже приведены программы, демонстрирующие некоторые возможности графики в Паскале.
Программа Prim 54 демонстрирует вывод различных простых объектов-окружностей, дуг, эллипсов, прямоугольников, параллелепипедов.
Program Prim54;Uses Graph;var grDriver,grMode,errCode,Radius,i,Width,y0,y1,y2,x1,x2:integer;Begin grDriver:=detect; { определение номера драйвера }
InitGraph(grDriver,grMode,'');
{ инициализация графического режима }
errCode:=GraphResult;
if errCode=grOK then
begin { графический режим открыт, можно работать }
for radius:=1 to 5 do
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28