Рефераты. Основы программирования на языке Паскаль

Append (fv) - открыть текстовый файл и установить указатель на маркер конца файла.

Eoln (fv) - возвратить true, если указатель файла достиг маркера конца строки, в противном случае, возвратить значения false.

Seekeoln(fv) - функция, аналогичная предыдущей, но указатель проходит все пробелы и знаки табуляции. возвращает true при достижении маркера конца строки.

Seekeof(fv) - возвращает true, если указатель файла находится на маркере конца файла.

Организация текстового файла производится по схеме:

1) объявляется файловая переменная текстового типа;

2) присваивается файлу имя (assign);

3) открывается файл (rewrite);

4) подготавливается строка - компонента для записи в файл;

5) записывается строка - компонента в файл (writeln);

6) повторяются п. 4, 5 столько раз, сколько нужно;

7) закрывается файл.

Доступ к компонентам текстового файла:

1) присвоить файлу имя (assign);

2) открыть файл для чтения (reset);

3) прочитать компоненту-строку (readln);

4) обработать компоненту-строку (например вывести на экран);

5) повторить п. 3, 4 столько раз, сколько нужно.

6) закрыть файл (close);

Расширение текстового файла производится путем добавления в конец файла компонент-строк:

1) присвоить имя файлу (assign);

2) установить маркер на конец файла (append);

3) подготовить строку для записи;

4) записать строку (writeln);

5) повторить нужное количество раз п. 3, 4.

6) закрыть файл (close).

Замечание. При записи файлов прямого и последовательного доступа, созданных пользователем, содержимое компонент упаковывается, и поэтому посмотреть их в vc или nc по f3 или f4 нельзя, а текстовый файл не упаковывается, и его можно просмотреть.

procedure sozdt;

Begin writeln('дайте имя создаваемому текстовому файлу');

readln(filename);

assign(stro,filename); rewrite(stro);

while true do

Begin writeln('напишите содержимое строки');

readln(s); if s='zzz' then {'zzz' - признак окончания ввода }

Begin close(stro); exit; end;

writeln(stro,s); end;end;

procedure obrt;

Begin writeln('дайте имя обрабатываемого файла');

; readln(filename);

assign(stro,filename); reset(stro);

repeat readln(stro,s); writeln(s);

until seekeof(stro); close(stro); exit; end;

procedure rasht;

Begin writeln('укажите имя корректируемого файла'); readln(filename);

assign(stro,filename); append(stro);

while true do

Begin writeln('введите строку'); readln(s);

if s='zzz' then Begin close(stro); exit; end;

writeln(stro,s); end; end;

Program Prim51;

Type dlina=string[60];

Var stro:text; s:dlina; reg:char; filename:string[12];

{$i c:\turbo\sozdt.pas}

{$i c:\turbo\obrt.pas}

{$i c:\turbo\rasht.pas}

Begin while true do

Begin writeln('укажите режим');

writeln('1: создание, 2: вывод на экран, 3: расширение, 4: выход');

readln(reg);

case reg of '1': sozdt;

'2': obrt;

'3': rasht;

'4': halt else writeln('повторите номер режима');

end;end;end.

11. Использование библиотеки CRT

Разработчики Турбо-Паскаля предусмотрели несколько подпрограмм, существенно увеличивающих возможности текстового ввода-вывода. Эти подпрограммы сосредоточены в библиотеке (модуле) CRT, входящей в комплект поставки Турбо-Паскаля. В модуль включены также процедуры sound, no sound, delay, позволяющие программировать звуковой генератор компьютера.

11.1. Программирование клавиатуры

Дополнительные возможности управления клавиатурой реализуются двумя функциями: keypressed и ReadKey.

Функция keypressed возвращает значение типа boolean, указывающее состояние буфера клавиатуры: false означает, что буфер пуст, а true - что в буфере есть хотя бы один символ, еще не прочитанный программой.

В реализуется так называемый асинхронный буферизованный ввод с клавиатуры. По мере нажатия на клавиши соответствующие коды помещаются в особый буфер, откуда они могут быть затем прочитаны программой. Стандартная длина буфера рассчитана на хранение до 16 кодов символов. Если программа достаточно долго не обращается к клавиатуре, а пользователь нажимает клавиши, буфер может оказаться переполненным. В этот момент раздается звуковой сигнал и «лишние» коды теряются. Чтение из буфера обеспечивается процедурами read/rеadln и функцией ReadKey. обращение к функции keypressed не задерживает исполнения программы: функция немедленно анализирует буфер и возвращает то или иное значение, не дожидаясь нажатия клавиши.

Функция ReadKey возвращает значение типа char. При обращении к этой функции анализируется буфер клавиатуры: если в нем есть хотя бы один не прочитанный символ, код этого символа берется из буфера и возвращается в качестве значения функции, в противном случае функция будет ожидать нажатия на любую клавишу. Ввод символа с помощью этой функции не сопровождается эхо-повтором и содержимое экрана не меняется. Например, в какой-то точке программы необходимо игнорировать все ранее нажатые клавиши, коды которых еще непрочитаны из буфера, т.е. необходимо очистить буфер. Этого можно достичь следующим способом:

Uses CRT;

Var

с; char;

Begin

while Keypressed do

c:== ReadKey;

. . . . .

end.

При использовании процедуры ReadKey следует учесть, что в клавиатурный буфер помещаются так называемые расширенные коды нажатых клавиш. Если нажимается любая алфавитно-цифровая клавиша, расширенный код совпадает с ASCII-кодом соответствующего символа. Например, если нажимается клавиша с латинской буквой «а» (в нижнем регистре), функция ReadKey возвращает значение chr(97), а если - «а» (в верхнем регистре) - значение chr(65). При нажатии функциональных клавиш F1...F10 (клавиш управления курсором), клавиш Ins, Home, Del, End, PgUp, PgDn в буфер помещается двухбайтовая последовательность: сначала символ #0, а затем расширенный код клавиши. Таким образом, значение #0, возвращаемое функцией ReadKey, используется исключительно для того, чтобы указать программе на генерацию расширенного кода. Получив это значение, программа должна еще раз обратиться к функции, чтобы прочитать расширенный код клавиши.

Следующая простая программа позволит определить расширенный код любой клавиши. Для завершения работы программы нужно нажать клавишу esc.

Uses CRT;

Var с: char;

Begin

repeat

c:= ReadKey;

if c< >#0 then

writeln (ord(c))

else

writeln ('0', ord (ReadKey):8)

until c=#27 {27 - расширенный код клавиши esc}

end.

Если вы воспользуетесь этой программой, то обнаружите, что нажатие на некоторые клавиши игнорируется функцией ReadKey. Это прежде всего так называемые сдвиговые клавиши - Shift, Ctrl, Alt. Сдвиговые клавиши в MS-DOS обычно используются для переключения регистров клавиатуры и нажимаются в сочетании с другими клавишами. Именно таким способом, например, различается ввод прописных и строчных букв. Кроме того, функция игнорирует переключающие клавиши Caps Lock, Num Lock, Scroll Lock.

в таблице приведены расширенные коды клавиш, возвращаемые функцией ord(ReadKey).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.