Рефераты. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг

Мировой рынок информационных ресурсов и услуг

Мировой рынок информационных ресурсов и услуг

Содержание

  • Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
    • 1.1. История развития
      • 1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов
      • 1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
      • 1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет
    • Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России
      • 2.1. Становление и развитие рынка
      • 2.2. Новые государственные и некоммерческие службы
      • 2.3. Коммерческие информационные службы
      • 2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
    • Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов
      • 3.1. Рынок информации
      • 3.2. Рынок электронных сделок
      • 3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации

Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг

Рынок рассматривается в экономической науке как наиболее эффективный из известных инструментов развития экономики, основной особенностью которого выступает способность к саморегулированию, поскольку независимые производители, учитывая спрос потребителей, решают, что и сколько производить. В основе эффективного функционирования рынка лежит конкуренция, которая является основным мотивом, побуждающим предприятие к борьбе за место на рынке. В результате рынок, где встречается потребитель и производитель, стремится к уравновешиванию спроса и предложения товаров.

Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.

1.1. История развития

Информационная деятельность выделилась из научной деятельности и деятельности по политическому и хозяйственному управлению как одно из направлений разделения интеллектуального труда и специализации в нематериальной сфере для выполнения части рутинных функций еще в доэкономическую эпоху.

Первым специализированным информационным органом стали государственные (пусть и доступные ограниченному кругу пользователей, но не личные) и академические библиотеки - хранилища знания в виде документов, в основном, рукописных книг. С этого времени существенная часть информационной деятельности стала государственной и финансировалась из бюджета.

Первыми тематическими областями информационной деятельности стали области научной и технической, правовой и социальной информации; другими словами, рынок информационных ресурсов формировался как рынок информации для специалистов.

Первыми видами информационных услуг стали услуги хранения информации - документов в виде рукописей и рукописных книг, а также ее поиска - авторские и систематические каталоги библиотек, облегчающие поиск необходимой информации. В это время возникли и такие виды информационных услуг как копирование документов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, аналитической информации по заданной теме, осуществлявшаяся работниками библиотек.

Появление новой информационной технологии - книгопечатания и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационной деятельности. Вместе с тем, число библиотек, как и число их читателей, увеличилось, а среди потребителей информации росла доля представителей бизнеса. Библиотеки, работающие бесплатно при финансировании из государственного бюджета как одно из направлений народного образования и роста культуры, привели к использованию информационных ресурсов и массового потребителя, заинтересованного в доступе к информации для специалистов в целях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда, в связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных областях и, прежде всего в химии и физике, появился первый реферативный журнал - информационный продукт, позволяющий получить представление о содержании документа, до обращения непосредственно к документу. Использование реферативного журнала (РЖ) позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени.

Прогресс в книгопечатании, подготовка специальных справочных изданий и энциклопедий, а также появление научных, деловых и массовых журналов, который является важным для развития информационного сектора общественного производства, не относятся к изменениям в информационной деятельности, рассматриваемой в узком смысле, и рынке информационных ресурсов. Вместе с тем, книгоиздание привело к возникновению рынка книг и периодики, который, в свою очередь стал моделью для рынка информационных ресурсов. Кроме того, развитие книгопечатания в условиях усложнения общества и возрастания сложности общественных экономических и социальных отношений, которые фиксировались и находили отражение в документах, привело к тому, что книги и журналы (как рукописные, так и печатные) отделились от других видов документов, которые, в свою очередь, стали храниться не в библиотеках, а в архивах, по своим функциям, устройству, услугам и продуктам и системе финансирования аналогичных библиотекам.

РЖ составили основу рынка информационных ресурсов вплоть до начала 60-х гг. прошлого века, когда им на смену пришли базы данных. Именно РЖ, распространяемые с использованием механизма и инфраструктуры торговли периодики (цены, зависящие от объема - числа печатных листов, подписка при авансовой оплате, решающая вопросы оборотного капитала) заложили основы формирования сначала национальных рынков, а затем и международного рынка информационных ресурсов и услуг.

1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов

Вплоть до достижения индустриальным обществом определенного уровня развития, когда информация еще не влияла непосредственно или влияла недостаточно (не в качестве ведущего фактора) на производительность общественного труда, существенная часть деловой и коммерческой информации поступала в общественное производство хотя и в отфильтрованном и сгруппированном виде, но через широкоадресные каналы - в основном через печатные источники, книги и периодику - прежде всего универсальные средства массовой информации (СМИ).

Уже с конца XVIII в. с резким расширением деловой сферы, с развитием заморской торговли внимание бизнеса стала привлекать не только научно-техническая и другие виды информации для специалистов, но и специальная деловая и коммерческая информация и деловые новости. Постоянно повышалась роль газет в качестве источников такой информации. В первой половине XIX в. появились специальные деловые газеты, рассчитанные на деловое сообщество в качестве основного потребителя.

С этого времени сформировались и принципы издания газет, рассчитанных на предпринимателя, часть которых дожила до настоящего времени (например, в виде девиза газеты New York Times - “вся информация достойна изложения”). Идеи, лежащие в основе появления деловых газет, справедливы и сейчас, и им, например, следует крупный многонациональный концерн Financial Times, издающий популярную одноименную деловую газету и деловой еженедельник Economist. Суть этих идей состоит в том, что газета должна дать предпринимателю знание не только о меняющейся ситуации (деловую информацию), но и представление о среде, в которой ведется его бизнес с точки зрения участников, товаров и услуг (коммерческую информацию). Она должна сообщать и о событиях, связанных с этими участниками (деловые новости), а также информацию об условиях бизнеса в целом. Бизнесмен должен знать обстоятельства, в которых он существует и понимать, что происходит. Отсюда роль газет, а затем и телеграфных (информационных) агентств - сообщать деловые новости.

Толчком к появлению новых видов информационных услуг, ориентированных на деловую и коммерческую информацию, стало освоение западных территорий в США. Несмотря на большие расстояния, постройка телеграфных линий связи в рамках территории одной страны не вызывала значительных трудностей и не требовала чрезмерных инвестиций (в отличие, скажем, от существенных вложений, требуемых для прокладки подводных кабелей, соединивших Европу с Америкой, а затем и Азией, или политических трудностей постройки международных каналов в Европе или между Европой и Азией при необходимости пересечения границ нескольких стран).

При этом у бизнеса возникли новые информационные потребности в деловой и коммерческой информации, которые не могли быть удовлетворены существующими источниками информации и видами информационных услуг. Во-первых, это были потребности в данных о текущих ценах на бирже (в основном на биржевые товары - зерно и мясо, а позже на уголь, металлы и финансовые ресурсы). Во-вторых, данные о потенциальных торговых и деловых партнерах или заемщиках банков. В устойчивом бизнес-сообществе эти данные получаются в ходе прямой межличностной коммуникации, а в условиях массы новых субъектов бизнеса, появляющихся и разоряющихся ежедневно и часто меняющих местонахождение и географию операций, такой способ получения информации не срабатывал. Ответом на эти потребности стали услуги доступа к оперативной биржевой информации с использованием телеграфа в виде тикерной ленты, содержащей котировки акций и ставки по привлечению и размещению финансовых ресурсов, доступной в режиме он-лайн прямо с биржи или через специальные службы биржевой информации и услуги в области коммерческой информации об участниках рынка и кредитного рейтинга, присваиваемого специальными агентствами.

Данные информационные услуги первоначально, с момента своего возникновения, были платными и подготавливались, продавались или оказывались на рыночных основах и через рынок информационных услуг по высоким ценам. Эти цены основывались не только и не столько на стоимостных факторах (оплата затрат на подготовку и доставку по каналам связи), но и на предельной полезности, так как использование этой информации и информационных услуг в деловой практике давало немедленный и осязаемый эффект, часть которого уплачивалась через рынок информационных услуг информационным службам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.