Рефераты. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг

Таким образом, быстрый рост российского сегмента Интернета показал, что адекватные рыночной экономике методы организации информационной деятельности и информационные услуги имеют хорошие перспективы для развития. Сеть Интернет стала первым подразделением российской информационной деятельности, привлекшим инвестиции в существенных объемах (как российские, так и зарубежные). Модели развития информационной деятельности в российском секторе сети не отличались от западных, и поэтому кризис Интернет-компаний был неизбежен и произошел, хотя глубина падения стоимости компаний и потери инвесторов были существенно ниже, чем на Западе.

Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов

Современный информационный рынок - рынок электронной информации и коммуникации, частью которого является рынок информационных ресурсов и услуг можно разделить на три взаимодействующих области:

· информация собственно рынка информационных услуг (с одной стороны, базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, создаваемые ИБД, и с другой стороны, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде - ОБД);

· электронные сделки (электронная торговля, биржевые и финансовые операции - e-commerce);

· глобальная электронная коммуникация (организация работы сети).

World Wide Web, занявшая одно из лидирующих положений на информационном рынке, интересна тем, что дала новое измерение для каждой из упомянутых областей, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне. Однако все эти три области по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему и занимает собственное место в структуре общественного производства и социальной инфраструктуре общества. Тем не менее, последнее десятилетие XX в. привело к тому, что началась интеграция трех упомянутых областей в одно целое в рамках Интернета, который, в свою очередь, превращается в самостоятельную область информационного рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие области, постоянно возрастают. Сегодня Интернет открывает новые возможности развития для всех секторов информационного рынка.

Характеризуя современный информационный рынок, необходимо отметить, что в части электронных сделок он непосредственно выступает элементом рыночной инфраструктуры современного информационного общества. Область глобальной электронной коммуникации находится, как бы, на стыке с отраслью электросвязи (telecommunications), которую принято рассматривать в качестве отрасли материального производства, и она может быть также отнесена к рынку услуг связи в части ее усовершенствованных (advanced) услуг.

Область информации является не только ведущей на информационном рынке, но и одним из лучших примеров доминирования нематериального производства и постоянного повышения его роли в сопоставлении с материальным производством в современном обществе.

Конечно, информационный рынок богаче и шире, чем выделенные области. Он также включает в себя такие важные элементы, как подготовка источников информации, специальные услуги библиотек и архивов, услуги в области природной - метеорологической, космической, гео- и экологической информации, услуги обработки данных и провайдинг приложений, услуги по разработке информационных систем (услуги системной интеграции) и деловое консультирование в этой области, стратегическое консультирование, услуги в области разработки и применения программного обеспечения, а также средства массовой информации (mass-media).

3.1. Рынок информации

На мировом рынке информации и информационных услуг можно выделить следующие основные секторы, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для России, и не зависят от каналов передачи информации:

1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:

· биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

· экономическую и социальную статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями и разработками и консалтингом в области рынков спроса;

· коммерческую информацию - информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.;

· деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.

2. Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывающий:

· профессиональную информацию - специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.;

· научно-техническую информацию - документальную библиографическую и реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;

· услуги организации доступа к первоисточникам (в том числе в виде копий документов) - через библиотеки и специализированные службы, возможности приобретения первоисточников.

3. Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:

· новости и литературу - информацию служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

· потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование - местные новости, погоду, расписания движения транспорта, игры, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды.

3.2. Рынок электронных сделок

На рынке электронных сделок (операций, или transactions) представлены в основном системы банковских карт, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, а также биржевых, банковских и расчетных операций. Вплоть до середины 90-х гг. этот рынок развивался в рамках специализированных компьютерных систем транспортных и туристических компаний, крупных банков и фондовых брокеров, а также торговых компаний. Доступ к этим системам со стороны конечного потребителя был ограничен или имел экзотический характер. Интернет коренным образом изменил ситуацию, привлек в эти области массового потребителя, а также все большее число ранее замкнутых систем, которые начали использовать эту сеть для совершения электронных сделок, несмотря на все еще сохраняющиеся явно недостаточные возможности защиты информации. Поэтому Интернет быстро превращает данный рынок из корпоративного или элитарного в действительно массовый, в быстро развивающуюся новую отрасль электронной торговли.

На развитом рынке электронных сделок (транзакций) имеются системы финансовых (валютных и фондовых), банковских и расчетных операций, специальные платежные системы для обслуживания сделок в Интернете, службы резервирования билетов и мест в самолетах, поездах, автобусах, гостиницах, кемпингах, заказа товаров и услуг и т. п.

Рынок электронных сделок в России также формировался с начала 80-х гг. и прежде всего:

· системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте (системы резервирования авиабилетов Сирена и железнодорожных билетов Экспресс);

· системами электронных банковских операций;

· так называемыми электронными биржами;

· системами электронной торговли (ЭТ).

Система заказа и резервирования авиабилетов Сирена в середине 90-х гг. совершенствовалась в рамках двух конкурирующих проектов. Первый из них был нацелен на привлечение западного опыта и ноу-хау и разрабатывался при содействии American Airlines и IBM. Второй ориентировался на внутренние разработки. Затем к этой проблеме интерес стали проявлять крупнейшие российские компании, работающие в области системной интеграции, например, IBS. МПС в конце 1995 г. после замедления и даже перерывов в начале 90-х гг. продолжила развитие системы резервирования железнодорожных билетов Экспресс, открыв новые информационно-вычислительные центры в разных городах страны.

Системы электронных банковских операций в России развивались с привлечением западной помощи по двум основным каналам. Во-первых, это система SWIFT, которая развивается международным межбанковским кооперативом, зарегистрированным в Бельгии, и позволяет отечественным коммерческим банкам немедленно (фактически с момента подключения) принять участие в электронных международных расчетах, опираясь на уже выработанные стандарты и подходы. Во-вторых, это ряд проектов, реализуемых по линии технической помощи европейских стран и США и предусматривающих создание систем электронных банковских операций между Центральным Банком России, его территориальными структурами, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками. Кроме того, ряд коммерческих банков, используют западные системы электронных операций по кредитным карточкам международных и американских фирм, например, VISA, MasterCard, American Express и некоторых другие.

Примером систем электронных бирж, получивших развитие в начале 90-х гг., служат системы типа ELM или BIS. Основное отличие отечественных электронных бирж от западных - отсутствие в большинстве случаев узкой специализации. На Западе электронные биржи, как правило, имели дело с узким спектром многономенклатурной продукции, ориентированной на относительно узкий, но достаточно населенный пользователями (покупателями и продавцами) сегмент рынка. Попытки создания в России электронных бирж, например, компьютеров не увенчались успехом, так как потенциальных потребителей на самом деле было немного и они не нуждались в посредниках.

В годы Интернет-бума с 1999 г. существенное развитие получили российские системы электронных платежей, торговли ценными бумагами, электронные магазины.

3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации

На рынке электронной глобальной коммуникации можно выделить различные системы на основе современных средств связи и человеческого общения - коммерческие и публичные сети передачи данных, системы электронной почты, коммерческие диалоговые системы, объединяющие владельцев ПК, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и бюллетени и т. п. Основным их отличием от рынка стандартных услуг связи выступает ориентация на оказание услуг с добавленной стоимостью. Интернет вошел на мировой информационный рынок именно через эту область и долго существовал и развивался параллельно с другими службами связи и компьютерными сетями. В дальнейшем основная часть рынка электронных коммуникаций с добавленной стоимостью (прежде всего, направленная на межличностные и внутри- и межкорпоративные коммуникации) интегрировалась в Интернет.

Как уже говорилось выше, эта область выделились из рынка услуг связи и в отличие от стандартных услуг связи, при оказании которых основное внимание уделяется передаче информации вне зависимости от ее содержания, оказываемые услуги имеют более сильную связь с содержанием, которое выступает важным компонентом формирования спроса на них, и часто неотрывны от него, а также более тесную привязку к потребностям конкретных потребителей. Однако и сегодня эта область по-прежнему существует как самостоятельная, например, в виде служб пейджинговой связи или служб кабельного или спутникового телевидения, которые в свой пакет услуг наряду со стандартными услугами связи включают и распространение информации.

На мировом рынке информации и информационных услуг и продуктов можно выделить следующие основные секторы, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для России, и не зависят от каналов передачи информации, т. е. распространяются и на Интернет:

1. Сектор деловой и коммерческой информации с подсекторами:

· биржевой и финансовой информации,

· экономической и социальной статистической информации,

· коммерческой информации.

· деловых новостей.

2. Сектор информации для специалистов с подсекторами:

· профессиональной информации,

· научно-технической информации,

· услуг по организации доступа к первоисточникам.

3. Сектор массовой и потребительской информации с подсекторами:

· новостей и литературы,

· потребительской и развлекательной информации.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.