Независимо от схемы протекания ППР информационное обеспечение является одним из решающих факторов принятия эффективных решений. Обычно под информационным обеспечением управления понимают совокупность информационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующих эффективному проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации управленческих решений.
При построении модели проблемной ситуации исследуют состояние исходных данных задачи, модель ситуации принятия решения, ограничения, варианты решений и их последствия, внешние факторы объективного и субъективного характера. Совокупность перечисленных элементов образует определенную систему принятий решений. Назовем ее системой поддержки принятия решений (СППР). Другими словами, СППР - система, обеспечивающая лицо, принимающее решения (ЛПР), необходимыми для принятия решения данными, знаниями, выводами и/ или рекомендациями (рис. 3).
Рис.3. Обобщенная схема системы управления.
ЛПР
Схематично процесс принятия решений с помощью СППР выглядит следующим образом. Пользователь запрашивает необходимые данные, изучает проблему, получает от СППР советы, относящиеся к опыту решения подобных проблем, пробует применять различные методы и знания экспертов. Такой анализ помогает ему глубже понять проблему, уточнить свои предпочтения и выработать наилучший вариант ее решения. В перспективе появятся интеллектуальные СППР, которые смогут подстраиваться под индивидуальный стиль мышления пользователя и имитировать приемы его работы.
Система поддержки реализации решения (СПРР) обеспечивает реализацию решения ЛПР внутри объекта управления.
На каждом этапе своего развития (с учетом желания и, главное, возможностей ЛПР) в СППР и СПРР преобладает то или иное обеспечение:
1. информационное обеспечение - система классификации и кодирования информации, технологическая схема обработки данных, нормативно - справочная информация, система документооборота.
Информационное обеспечение АРМ - его банк данных (БнД) - представляет собой отображение информационных массивов и потоков соответствующей предметной области, для которой проектируется АРМ. БнД предназначается для ввода, хранения обновления данных о конкретных объектах предметной области, содержащихся в базах данных (БД),таких, как разнообразные экономические показатели, нормативно - справочная информация и пр. кроме того, БнД должен содержать информацию, обеспечивающую диалог пользователя АРМ с ПК: перечни сценариев диалога, формы входных и выходных документов, инструкции и т.д. Другими словами, БнД представляет собой своеобразную информационную модель предметной области.
БнД включает в себя одну или несколько БД, являющихся информационными моделями объектов, входящих в предметную область, а также СУБД.
Требования, предъявляемые к организации БнД, можно условно разделить на три большие группы. Первая группа - общеметодологические требования к БД, СУБД и БнД в целом, не зависящие от конкретной предметной области. Вторая группа требований определяется предметной областью, информационной моделью, которой является проектируемый БнД. Эти требования определяют вид используемых БД и СУБД. Третья группа требований связана с технологией передачи информации, выбираемой для реализации АРМ.
2. техническое обеспечение - комплекс используемых в системе управления технических средств, включающий ЭВМ и средства связи, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Техническое обеспечение также является важным элементом АРМ, поскольку его возможности в значительной степени определяются вычислительной техникой, на которой он реализуется. АРМ не обязательно должно быть реализовано на ПК. Можно использовать и большие ЭВМ, работающие в режиме разделения времени. Однако большинство определений АРМ прямо связывают их с использованием ПК.
Комплекс технических средств составляют:
ь компьютеры любых моделей
ь устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации
ь устройства передачи данных и линий связи
ь оргтехника и устройства автоматического съема информации
ь эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.
3. программное обеспечение - комплекс используемых в системе управления технических средств, включающих ЭВМ и средства связи.
ПО АРМ представляет собой интегрированную прикладную систему, призванную обеспечить решение задач, стоящих перед специалистом конкретной прикладной области. В ПО АРМ можно выделить три основные части: общесистемное программное обеспечение (ОПО), программное обеспечение общего назначение (ПООН) и проблемно - ориентированное программное обеспечение (ПОПО). Кроме того, ПО АРМ может включать в качестве необязательного элемента программное обеспечение пользователей (ПОП).
ОПО АРМ включает в себя:
ь ОС ПК, на которой реализован данный АРМ,
ь СУБД, выбранную в процессе проектирования БнД АРМ,
ь Программы системного сопровождения,
ь Комплексы программных средств ввода - вывода информаций, настраиваемые на формы входных и выходных документов и обеспечивающие логический и семантический контроль вводимой информации,
ь Программные комплексы передачи данных, позволяющие организовать информационную связь между различными АРМ.
С ПО АРМ тесно связана математическое обеспечение (МО) АРМ.
Во многих областях практической деятельности моделирование применяется пока недостаточно широко, несмотря на огромный экономический эффект, который оно может принести. Это связано не только с неумением практических работников пользоваться экономико-математическими методами, сколько с невозможностью их применения при отсутствии вычислительной техники. Разработка разнообразных АРМ и включение в состав их ПО различных ППП с широко развитым МО позволяет преодолевать эти трудности. Если на первых порах ПО АРМ в основном автоматизирует выполняемые пользователями функции, перенося на машинный язык их повседневно повторяющиеся действия, то последующие развитие ПО АРМ должно идти по пути моделирования процессов, происходящих в данной предметной области, а это влечет расширение МО АРМ.
Каждая конкретная предметная область, естественно, накладывает свои специфические требования на применяемое в ней АРМ. АРМ для коммерческих работников характеризуется огромными объемами информации, которые нужно хранить в их БнД и обрабатывать с помощью ПОПО, и, конечно же, особенностями коммерческих задач, решаемых специалистами.. Низкий уровень компьютеризации и автоматизации коммерческой работы приводят к серьезным недостаткам в оценке рыночной ситуации , что нередко влечет за собой серьезные ошибки в принимаемых решениях. Широкое внедрение современной вычислительной техники, в том числе и АРМ, освобождает специалистов от рутинной работы связанной с первичной обработкой информации, дает им возможность в большей степени заниматься творческой деятельностью. Автоматизация вызывает к жизни новый вид анализа - оперативный, позволяющий оценить хозяйственные процессы до их завершения. Только таким путем можно оперативно выявлять и устранять отрицательные моменты в коммерческой работе.
4. организационное обеспечение - совокупность мер и мероприятий, регламентирующих функционирование системы управления, ее описание, инструкции и регламенты обслуживающему персоналу.
5. математическое обеспечение - совокупность методов, правил, математических моделей и алгоритмов решения задач.
6. лингвистическое обеспечение - совокупность терминов и искусственных языков, правил формализации естественного языка.
7. правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование системы.
Обобщенно деятельность большинства искусственных образований иллюстрируется схемой (рис.4)
Рис. 4. Модель социально - экономической системы
Цель (программа) Влияние внешней Предмет труда
и внутренней
среды
Информационные процессы
До сих пор, к сожалению, главным препятствием на пути повышения эффективности использования компьютеров является не недостаток технологий, а инертность отдельных людей или целых организаций. Считается, что для успешного внедрения новых информационных технологий каждая организация должно накопить «критическую массу» энтузиастов. В небольшом коллективе из 15 человек 10 могут считать себя «критической массой», а в большом, где, например 600 работников, - 400.
А это не так уж и мало. Правда, иногда удается решить задачу с помощью меньшинства, но только в том случае, когда это меньшинство «подавляющее».
5. Анализ функционирования существующей на рабочем месте
(предприятия, отрасли) прикладной ИТ или системы
В зависимости от масштаба сферы обработки информации на конкретном предприятии возникают разнообразные организационные структуры в этой области. Представленные на рис. 5. примерные структурные схемы характеризуют типовые варианты организации подразделений ОИ средних масштабов.
Рис. 5. Функциональная структура среднего подразделения обработки информации
Подразделение обработки информации
Разработка и обслужива Вычислительные
ние систем работы
Разработка и Подготовка
сопровождение приложений и выполнение работ
Выбор и ввод в эксплуатацию
прикладных программных Хранение данных
и информационных средств.
Обслуживание
Конечных пользователей.
Разделение задач проектирования и использования систем можно рекомендовать для структуры среднего подразделения ОИ. Выбор и ввод в эксплуатацию стандартных прикладных программных средств, приобретаемых от сторонних организаций, со временем имеет для всех фирм все большее значение; обслуживание конечных пользователей представлено в этой же группе. Центральное хранилище данных в таких структурах будет часто отсутствовать, задачи согласования и контроля децентрализованы по производственным подразделениям. Функции планирования и поддержки включают и организационные задачи, если последние не находятся полностью в компетенции руководства соответствующих производственных подразделений. Функции планирования и поддержки охватывают также технические и программные средства и сетевое планирование; в зависимости от тех или иных ситуаций, сложившихся с составом персонала, возможно также делегирование некоторых функций в рабочие группы второго или третьего уровня.
Страницы: 1, 2, 3, 4