Рефераты. Информационные технологии управления в моей профессиональной деятельности: функции, структура, реализация

Рабочее место руководителя.

Задачи управления требуют от руководителя любого уровня использовать и обрабатывать большой объем информации, проводить ее анализ в различных разрезах, моделировать процессы и ситуации, структурировать материал для принятия решения. Для оперативного и качественного выполнения этих задач существенную роль играют АРМ руководителя, которые используют современные информационные технологии, такие, как технологии оперативного анализа распределения данных (OLAP - технологии), сетевые технологи общего доступа, статистические пакеты, геоинформационные системы (ГИС - технологии), case - технологии, системы поддержки принятия решений.

Комплексы управленческих задач имеют сложные внутренние и внешние информационные связи. Внутренние связи отражают информационные взаимодействия отдельных задач, комплексов и участков принятия решений; внешние связи - взаимодействие с другими подразделениями, организациями, внешней средой, рынком, вышестоящими организациями, министерствами и ведомствами, реализующими иные функции управления. В системе руководителя в настоящее время просто необходимо иметь систему поддержки принятия решений. Работа системы, которая обеспечивает полный цикл управления предприятием, представлена на рис. 6.

Рис.6. Схема системы, обеспечивающий полный цикл управления предприятием.

Моделирование и прогнозирование

Управление

Сбытом обслуживанием производством финансами персоналом

Планирование

Реализация

Отчетность

План - факт анализ

Корпорацией “Парус” была создана система, которая обеспечивает полный цикл управления предприятием и возможность анализа и прогнозирования бизнеса. Компания ЛАНИТ создала интегрированную систему ВААN, которая облегчает принятие решений для управления предприятиями. Она предлагает для руководителей высшего и среднего звена специальные средства оперативного контроля и управления предприятием, состоящие из нескольких модулей.

Например, пользуясь модулем «Информационная система руководителя», руководители высшего эшелона управления могут оперативно контролировать наиболее важные для жизнедеятельности предприятия производственные и финансовые показатели. С помощью такого модуля можно оперативно:

ь проверить состояние показателей работы за любой период времени

ь увидеть проблемные ситуации

ь получить список ответственных лиц

ь изменить условия

ь изменить нормативы

ь изменить порядок работы и т.д.

Подсистема «Предприятие» является мощным графическим инструментарием управления, охватывающим все аспекты деятельности в одной общей интегрированной среде показателей деловой активности компании. Модуль «Предприятие» способен воспринимать данные, заимствованные из других систем. Более того, лица, принимающие решения, имеют быстрый доступ к этой информации. Система раннего предупреждения, встроенная в подсистему «Предприятие», своевременно проинформирует руководителей о необходимости упреждения возможных проблем. Руководителям и аналитикам предоставляется полная картина, отражающая в реальном режиме времени этапы и фазы прохождения документов или работ. Таким образом, руководители могут, не выходя из кабинета, осуществлять эффективное руководство и контроль над деятельностью предприятия, получая всю необходимую информацию для принятия оперативных решений.

6. Основные направления и рекомендации ее развития

Развитая сеть автоматизированных рабочих мест позволит многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве.

Большие изменения ожидаются в сфере образования, которое также станет в значительной степени индивидуальным. Предполагаются крупные изменения и в организации научной деятельности. Быстрый обмен результатами по вычислительным сетям, не связанный с задержками на полиграфическое производство, уже сейчас в развитых странах позволяет значительно ускорить темпы развития научных исследований.

Внедрение в индустриальное производство новых информационных технологий и робототехнических систем изменит характер труда в промышленности, резко снизит число людей, занятых в этой сфере, изменит саму технологию и организацию производства.

В информационном обществе ИТ будут играть столь же важную роль, какую играли инженерные науки, физика и химия в индустриальном обществе.

Новые ИТ - это технологии, определяющие характер человеческой деятельности в новом информационном обществе, которое в конце 20 - го в. Приходит на смену индустриальному обществу.

Массовое внедрение средств переработки и хранение информации в жизнь современного общества остро поставило вопрос об уничтожении того барьера, который до последнего времени препятствовал использованию ЭВМ и других систем обработки информации любым членом общества. Ведь для полного использования возможностей информационной техники надо владеть определенной суммой профессиональных знаний. Эти знания имеют программисты, выполняющие роль посредников между пользователями и ЭВМ. Таким образом, центральная задача создания новых технологий - это поиск технологий, которые из цепочки « задача - решение» исключили бы людей, специально занятых преобразованием задач в форму, понятную для ЭВМ.

На рисунке 7 показана стандартная схема использования ЭВМ в автоматизированных системах управления, широко распространенных в 70 - е гг. она показывает, что в процессе управления участвуют три категории лиц, стоящих между конечным пользователем, желающим решить задачу, и техническими средствами, обеспечивающими поиск решения.

Аналитики преобразуют исходную форму задачи, возникшую у пользователя, в форму, которая позволит описать процедуру ее решения. Прикладные программисты по этому новому заданию, используя некоторую технологию программирования, переведут этот алгоритм в форму, приемлемую для ЭВМ, а информационные работники, имеющие дело с банками и базами данных, обеспечат нужную для решения задачи информацию. Такая многоступенчатая схема приводит к задержкам в получении решения. Эти трудности снимаются, если перейти к новой информационной технологии, когда аналитики и прикладные программисты оказываются выведенными из схемы решения задач.

Как можно добиться такого решения? Есть лишь один выход. Он связан с передачей функций прикладных программистов, а затем и аналитиков самой ЭВМ. Для этого нужно разработать средства взаимодействия конечного пользователя с ЭВМ, получившие название интеллектуального интерфейса. Тогда вместо схемы, показанной на рис. 1 , возникает схема, изображенная на рис. 8.

Ее реализация требует, чтобы интеллектуальный интерфейс мог обеспечить решение ряда задач.

1. Интерфейс должен иметь средства для анализа поступающих на вход интеллектуальной системы текстовых сообщений, а возможно, и речевых. Сообщений. Эти тексты используют профессионально - ориентированный диалект естественного языка, специфика которого определяется той предметной областью, в которой решается задача. Другими словами, интеллектуальный интерфейс должен обеспечивать понимание сообщений пользователя, поступающих на вход системы. При обмене между пользователем и системой только письменными сообщениями необходимо обеспечить в интеллектуальном интерфейсе те процедуры, которые используются в компьютерной лингвистике для анализа и синтеза текстов. Если предполагается речевое общение, то в состав интерфейса должны быть включены блоки анализа речевых сообщений и синтеза таких сообщений.

2. В интерфейсе должны быть средства, позволяющие преобразовывать тексты - задания, поступающие от конечного пользователя, в программы, понятные для ЭВМ. Эти средства должны выполнять, в частности, работу, характерную для трансляторов, используемых для перевода записей программ на языках программирования высокого уровня на машинные языки. Но, кроме того, должны иметься специальные процедуры, осуществляющие переход от текстового задания, к записи на каком-нибудь языке программирования. Эта часть средств интерфейса опирается в своей работе на специальную информацию о способах решения задач в данной предметной области, которая храниться в базе данных.

3. Поскольку конечный пользователь ничего не знает о том, как система, с которой он взаимодействует, решает его задачу, то он, получив решение, вправе потребовать объяснения, как оно было получено. Средства объяснения и обоснования решений, включаемые в состав интерфейса, весьма характерны для интеллектуальных систем, и, прежде всего для экспертных систем.

В рассматриваемой схеме кроме конечного пользователя присутствуют информационные работники. При переходе к завершающей информационной технологии они также исчезают из схемы. Рис. 9 демонстрирует эту окончательную схему решения задач коллективом пользователей, одновременно взаимодействующих с интеллектуальной системой в режиме разделения времени между ними. Интеллектуальная система входит в распределенную вычислительную сеть, в которой реализована распределенная база данных, откуда могут черпать информацию все ЭВМ, входящие в вычислительную сеть.

Именно такие схемы составляют основу новых ИТ, характеризующих текущий этап создания информационного общества.

Рис.7

Системные Прикладные Конечные

Программисты программисты пользователи

Рис.8

динамик

конечный пользователь

системный программист

инженеры знаний

прикладные программисты

Рис.9

К др. ИС

Интеллектуальная

система

коллективного Требование

пользования на информа

цию

Необходимая

информация

Решение

Решение

Задание

Задание

7. Организационные и административные решения прикладной

ИТ

Наиболее высокие требования к информации предъявляются при принятия решений. В повседневной практике такие понятия, как данные, информация и знания, часто рассматриваются как синонимы. Однако это не так. На рис. 10 отображены функции данных и знаний в процессе принятия решения. Данные - это сведения, факты, величины и их соотношения, преобразования и обработка которых позволяет получить информацию, т.е. знание о том или ином предмете, процессе или явлении.

Рис. 10. Функции данных и знаний в процессе принятия решения.

Образование Опыт

Данные

Знания

Информация

Решения

Административно - организационная работа характеризуется большим количеством интуитивных волевых решений. К такой работе можно отнести: контроль исполнения, проведения совещаний и организационных мероприятий, работу с подчиненными, анализ текущего состояния дел и планирование работы и др.

В системах административного или организационного управления управляющее воздействие заключается в принятии решений в процессах планирования и оперативного управления, реализуемых на более низших уровнях управления, а также в контроле за реализацией принятых решений. Людей, выполняющих эти функции, называют администраторами или руководителями.

В производственных системах человек с помощью технических средств, которыми он манипулирует, непосредственно управляет технологическим или производственным процессом. Человека, осуществляющего такое управление, называют оператором, а систему, составным элементом которой является оператор, называют эргатической.

Администратор получает и передает информацию в виде различных документов, в ходе переговоров с другими людьми, через системы ЭВМ и др.

Оператор, как правило, получает сведения о состоянии управляемой системы в форме, представленной различными техническими средствами отображения информации - цифровыми и графическими табло, пультами со стрелочными, цифровыми и индикаторными приборами, средствами звукой сигнализации. Принятые решения оператор реализует, воздействуя на производственный процесс, используя технические средства управления Процесс принятия решений оператором гораздо легче формализуем, чем для администратора. Наборы возможных ситуаций и применяемых решений для оператора обычно четко очерчены; во всяком случае, они значительно эже, чем у администратора.

Потребность в управлении возникает в том случае, когда необходима координация действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих целей : обеспечение устойчивости функционирования или выживания объекта управления в конкретной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на международный рынок и т.д. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций.

8. Ожидаемые факторы эффективности прикладной

информационной технологии

Новые поколения технических устройств, ПС, ИТ уверенно выходят на рынок, когда «старые» еще как следует не внедрены и даже их предшественники еще не списаны. В отечественной практике информатизации основное внимание до сих пор уделяется развитию технологической базы ОИ, однако наиболее активный менеджмент необходим как раз для введения новых комплексных или интегрированных ИТ в прикладные области.

Вслед за значительным прогрессом производительности в области основного производства возлагаются надежды на повышение эффективности в сфере управления с тем, чтобы противостоять мощному давлению на упрощению, даже на примитивизацию процедур принятия решений.

Можно выделить три следующих направления воздействия ИТ на изменения в содержания в содержании работы, обусловленные информатизацией деятельности на данном рабочем месте.

Централизация. Некоторые виды деятельности вычленяются из существующих технологических процессов и структур и оформляются в новые единицы (например, централизуется служба переписки).

Интеграция (реинтеграция). С помощью ИТ возвращаются в исходные комплексы задач содержательно объединенные с ними функции. Реализация задач в виде их комплексов может вести к полному растворению или сокращению центральных организационных единиц. При этом для новой ИТ отношение «цена/производительность» образует в качестве побочного условия критерий для оценки эффективности степени осуществляемой децентрализации. Для рабочих структур непосредственно это означает чаще всего горизонтальное или вертикальное расширение содержания работ.

Возникновение эффекта экономии без передачи видов деятельности. Благодаря развитию ИТ на рабочем месте достигается эффект рационализации (экономия времени, уменьшение количества ошибок и т.п.), также возможно и сокращение рабочего времени, т.е. повышение производительности.

Введение достаточно мощных компьютеров на уровне функционального подразделения или даже отдельного рабочего места приводит в определенной степени к отказу от централизованно используемых больших ЭВМ. Современные диалоговые программы содержат достаточно возможностей для эффективного приспособления технологии под особенности каждого конкретного конечного пользователя. Вследствие всего этого могут даже разрушаться, причем достаточно безболезненно, устаревшие структуры в самых разных частях предприятия.

Использованные источники

1. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/Сост. Д.А.Поспелов. - М.: Педагогика - Пресс, 1994 - 352с.

2. Информационные технологии управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю. М. Черкасова. - М.: ИНФРА - М, 2001 - 216с.

3. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник - СПб.: Изд - во Михайлова В.А., 2000 - 360с.

4. КозыревА.А., Юдин А.П. информационные технологии в экономике:

5. Конспект лекций1. - СПб.: Изд - во Михайлова В.А., 2000 - 64с.

6. Компьютерные технологии обработки информации: учеб. пособие/ С.В. Назаров, В.И. Першиков, В,А, Тафинцев и др.; Под ред. С.В.Назарова - М.: Финансы и статистика - 1995 - 248с.

7. Костров А. В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие. - М.: финансы и статистика, 2001 - 336с.

8. Коуров Л.В. информационные технологии. - Мн.: Амалфея - 2000 г. - 192с.

9. Основы информатики: Учеб. пособие/А.Н. Морозевич, Н.Н. Говядинова, В.Г.Левашенко и др.; Под ред. А.Н.Морозевича. - Мн.: Новое знание, 2001 - 544с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.