Рефераты. АРМ мененджер автосалона "А-моторс"

Цвет является мощным средством воздействия на психику че-ловека. Именно поэтому обращаться с ним надо очень осторож-но. Неудачное цветовое решение может приводить к быстрому утомлению пользователя, работающего с вашим приложением, к рассеиванию его внимания, к частым ошибкам. Слишком яркий или неподходящий цвет может отвлекать внимание пользовате-ля или вводить его в заблуждение, создавать трудности в работе. А удачно подобранная гамма цветов, осмысленные цветовые акценты снижают утомляемость, сосредоточивают внимание поль-зователя на выполняемых в данный момент операциях, повыша-ют эффективность работы. С помощью цвета вы можете на что-то намекнуть или привлечь внимание к определенным областям эк-рана. Цвет может также связываться с различными состояниями объектов.

Надо стремиться использовать ограниченный набор цветов и уделять внимание их правильному сочетанию. Расположение яр-ких цветов, таких, как красный, на зеленом или черном фоне за-трудняет возможность сфокусироваться на них. Не рекомендует-ся использовать дополнительные цвета. Обычно наиболее прием-лемым цветом для фона будет нейтральный цвет, например, свет-ло-серый (используется в большинстве продуктов Microsoft). По-мните также, что яркие цвета кажутся выступающими из плос-кости экрана, в то время как темные как бы отступают вглубь.

Цвет не должен использоваться в качестве основного средства передачи информации. Можно использовать различные панели, формы, штриховку и другие методики выделения областей экра-на. Microsoft даже рекомендует разрабатывать приложение сна-чала в черно-белом варианте, а уже потом добавлять к нему цвет.

Нельзя также забывать, что восприятие цвета очень индиви-дуально. А по оценке Microsoft девять процентов взрослого насе-ления вообще страдают нарушениями цветовосприятия. Поэтому не стоит навязывать пользователю свое видение цвета, даже если оно безукоризненно. Надо предоставить пользователю возмож-ность самостоятельной настройки на наиболее приемлемую для него гамму. К тому же не стоит забывать, что может быть кто-то захочет использовать вашу программу на машине с монохром-ным монитором.

Статические цвета вы выбираете сами и они будут оставаться неизменными при работе приложения на любом компьютере. Это не очень хорошо, поскольку пользователь не сможет адаптиро-вать вид вашего приложения к своим потребностям. При выборе желательной ему цветовой схемы пользователь может руководст-воваться самыми разными соображениями: начиняя с практиче-ских (например, он может хотеть установить черный фон, чтобы экономить энергию батареи), и кончая эстетическими (он может предпочитать, например, шкалу оттенков серого, потому что не различает цвета). Все это он не может делать, если вы задали в приложении статические цвета. Но уж если по каким-то сообра-жениям вам надо их задать, старайтесь использовать базовый на-бор из 16 цветов. Если вы попытаетесь использовать 256 (или, что еще хуже, 16 миллионов) цветов, это может замедлить работу вашего приложения, или оно будет выглядеть плохо на машине пользователя с 16 цветами. К тому же подумайте (а, как прави-ло, это надо проверить и экспериментально), как будет выгля-деть ваше приложение на монохромном дисплее.

Исходя из изложенных соображений, везде, где это имеет смысл, следует использовать для своего приложения палитру си-стемных цветов. Это те цвета, которые устанавливает пользова-тель при настройке Windows. Когда вы создаете новую форму или размещаете на ней компоненты, Delphi автоматически при-сваивает им цвета в соответствии со схемой цветов, установлен-ной в Windows. Конечно, вы будете менять эти установки по умолчанию. Но если при этом вы используете соответствующие константы системных цветов, то, когда пользователь изменит цветовую схему оформления экрана Windows, ваше приложение также будет соответственно меняться, и не будет выпадать из об-щего стиля других приложений.

Не злоупотребляйте в приложении яркими цветами. Пестрое приложение -- обычно признак дилетантизма разработчика, утомляет пользователя, рас-сеивает его внимание. Как правило, используйте системные цвета, которые пользователь может перестраивать по своему усмотрению. Из статических цветов обычно имеет смысл использовать только clBlack -- черный, clWhite -- белый и clRed -- красный цвет предупреждения об опасности.

Использование шрифтов по умолчанию: System или MS Sans Serif, чаще всего позволяет избежать неприятностей. Впрочем, увы, не всегда. Если вы используете для надписей рус-ские тексты, то при запуске приложения на компьютере с неру-сифицированным Windows иногда возможны неприятности. Для подобных случаев все-таки полезно приложить файлы использо-ванных шрифтов к вашей программе.

Другой выход из положения -- ввести в приложение команду выбора шрифта пользователем. Это позволит ему выбрать подхо-дящий шрифт из имеющихся в его системе. Проведенную пользователем установку можно запоминать в файле .INI, в реестре или в файле конфигурации и читать авто-матически информацию из этого файла при каждом запуске при-ложения (см. разделы 7.3 и 7.4).

Практически любое приложение должно иметь меню, поско-льку именно меню дает наиболее удобный доступ к функциям программы. Существует несколько различных типов меню: глав-ное меню с выпадающими списками разделов, каскадные меню, в которых разделу первичного меню ставится в соответствие спи-сок подразделов, и всплывающие или контекстные меню, появ-ляющиеся, если пользователь щелкает правой кнопкой мыши на каком-то компоненте.

Основное требование к меню -- их стандартизация. Это требо-вание относится ко многим аспектам меню: месту размещения заголовков меню и их разделов, форме самих заголовков, клави-шам быстрого доступа, организации каскадных меню. Цель стан-дартизации -- облегчить пользователю работу с приложением. Надо, чтобы пользователю не приходилось думать, в каком меню и как ему надо открыть или сохранить файл, как ему получить справку, как работать с буфером обмена Clipboard и т.д. Для осу-ществления всех этих операций у пользователя, поработавшего хотя бы с несколькими приложениями Windows, вырабатывает-ся стойкий автоматизм действий и недопустимо этот автоматизм ломать.

Начнем рассмотрение требований с размещения заголовков меню. Ко-нечно, состав меню зависит от конкретного приложения. Но раз-мещение общепринятых разделов должно быть стандартизиро-ванным. Все пользователи уже привыкли, что меню Файл разме-щается слева в полосе главного меню, раздел справки -- справа, перед ним в приложениях MDI размещается меню Окно и т.д. Главное меню должно также снабжаться инструментальной па-нелью (см. рис. 1.5), быстрые кнопки которой дублируют наибо-лее часто используемые команды меню. На этих кнопках надо использовать, по возможности, привычные картинки.

По возможности стандартным должно быть и расположение разделов в выпадающих меню.

Группы функционально связанных разделов отделяются в вы-падающих меню разделителями.

Названия разделов меню должны быть привычными пользо-вателю. Если вы не знаете, как назвать какой-то раздел, не изоб-ретайте свое имя, а попытайтесь найти аналогичный раздел в ка-кой-нибудь русифицированной программе Microsoft для Win-dows. Названия должны быть краткими и понятными. Не испо-льзуйте фраз, да и вообще больше двух слов, поскольку это пере-гружает экран и замедляет выбор пользователя. Названия разде-лов должны начинаться с заглавной буквы.

Названия разделов меню, связанных с вызовом диалоговых окон, должны заканчиваться многоточием, показывающим поль-зователю, что при выборе этого раздела ему предстоит установить в диалоге еще какие-то параметры.

Разделы, к которым относятся каскадные меню должны заканчиваться стрел-кой, указывающей на наличие дочернего меню данного раздела.

В каждом названии раздела должен быть выделен подчерки-ванием символ, соответствующий клавише быстрого доступа к разделу (клавиша Alt плюс подчеркнутый символ). Хотя вряд ли такими клавишами часто пользуются, но традиция указания та-ких клавиш незыблема. В реальной работе, вероятно, они испо-льзуются только в случае, когда отказала мышь.

Многим разделам могут быть поставлены в соответствие «го-рячие» клавиши, позволяющие обратиться к команде данного раздела, даже не заходя в меню. Комбинации таких «горячих» клавиш должны быть традиционными. Например, команды вы-резания, копирования и вставки фрагментов текста практически всегда имеют «горячие» клавиши Ctrl-X, Ctrl-C и Ctrl-V соответст-венно. Заданные сочетания клавиш отображаются в заголовках соответствующих разделов.

Каждое окно, которое вы вводите в свое приложение, должно быть тщательно продумано и скомпоновано. Удачная компонов-ка может стимулировать эффективную работу пользователя, а неудачная -- рассеивать внимание, отвлекать, заставлять тра-тить лишнее время на поиск нужной кнопки или индикатора.

Управляющие элементы и функционально связанные с ними компоненты экрана должны быть зрительно объединены в груп-пы, заголовки которых коротко и четко поясняют их назначение. Такое объединение позволяют осуществлять различные панели. Можно рекомендовать, как правило, размещать компоненты не непосредственно на форме, а на панелях. Но и внутри панелей надо продумывать размещение компонентов как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения визуального отражения взаимоот-ношений элементов. Например, если имеется кнопка, которая разворачивает окно списка, то эти два компонента должны быть визуально связаны между собой: размещены на одной панели и в непосредственной близости друг от друга. Если же ваш экран представляет собой случайные скопления кнопок, то именно так он и будет восприниматься. И в следующий раз пользователь не захочет пользоваться вашей программой.

Каждое окно должно иметь некоторую центральную тему, ко-торой подчиняется его композиция. Пользователь должен пони-мать, для чего предназначено данное окно и что в нем наиболее важно. При этом недопустимо перегружать окно большим чис-лом органов управления, ввода и отображения информации. В окне должно отображаться главное, а все детали и дополнитель-ную информацию можно отнести на вспомогательные окна. Для этого полезно вводить в окно кнопки с надписью Больше..., много-точие в которой показывает, что при нажатии этой кнопки от-кроется вспомогательное окно с дополнительной информацией.

Помогают также разгрузить окно многостраничные компоненты с закладками. Они дают возможность пользователю легко пере-ключаться между разными по тематике страницами, на каждой из которых имеется необходимый минимум информации.

Еще один принцип, которого надо придерживаться при проек-тировании окон -- стилистическое единство всех окон в прило-жении. Недопустимо, чтобы сходные по функциям органы управления в разных окнах назывались по-разному или разме-щались в разных местах окон. Все это мешает работе с приложе-нием, отвлекает пользователя, заставляет его думать не о сущно-сти работы, а о том, как приспособиться к тому или иному окну.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.