Рефераты. Алгоритмический язык Паскаль

Запишем теперь полностью процедуру формирования очереди:

procedure FORMIR_OTCHERED_1 (var L, R: SS);

var K: SS; EL: integer;

begin

¦ { Формирование первого звена очереди }

¦ randomize; EL:= random(10);

¦ new(K); L:= K; R:= K;

¦ K^.elem:= EL; K^.next:= nil;

¦ EL:= random(10);

¦ { Помещение очередного элемента в очередь }

¦ while EL <> 0 do

¦ begin

¦ ¦ new(K);

¦ ¦ K^.elem:= EL; K^.next:= nil;

¦ ¦ R^.next:= K; R:= K;

¦ ¦ EL:= random(10);

¦ end;

end.

ЗАМЕЧАНИЕ. Из программы видно, что L всегда хранит начало очереди, а R - ее конец. Процедура имеет два возвращаемых параметра, которые идентифицируют получаемую с ее помощью очередь. Первый параметр L позволяет начать просмотр очереди или удалить из нее элемент, а второй R - добавить новый элемент (согласно правилу работы с очередями).

Заметим также, что эта процедура формирует очередь из однозначных чисел и признаком конца очереди является число 0. Она предполагает формирование пустой очереди, состоящей из одного нулевого звена:

L,R

*

0

nil

Если пустой очередью считать очередь без единого звена, то процедура принимает вид:

procedure FORMIR_OTCHERED_2 (var L, R: SS);

var K: SS;

EL1, EL2: integer;

begin

¦ {Формирование первого звена очереди }

¦ randomize; EL1:= random(10);

¦ if EL1= 0 then begin L:= nil; R:= L end

¦ else begin new(K);

¦ L:= K; R:= K; K^.next:= nil;

¦ K^.elem:= EL1;

¦ { Помещение очередного элемента в очередь }

¦ EL2:=random(10);

¦ while EL2<>0 do

¦ begin

¦ new(K);

¦ K^.elem:= EL2; K^.next:= nil;

¦ R^.next:= K; R:= K; EL2:= random(10);

¦ end; end;

end.

Одним из приемов работы с очередями является доступ к ее элементу, в частности, сравнение элемента с каким-то числом или вывод его на печать. Исходя из идеологии построения очереди видно, что выборка любого элемента, как и в файле последовательного доступа, возможна только путем просмотра всех элементов очереди, начиная с ее начала. Это легко сделать, зная ссылки на начало и конец очереди. Наличие двух ссылок очень удобно для просмотра очереди (поиска нужного элемента или вывода его на печать). Действительно, в этом случае достаточно организовать цикл с изменением некоторой ссылочной переменной от значения L до значения R.

Таким образом, если необходимо обработать очередь, то следует указать для нее две переменные, где хранятся ссылки на начало и конец. Эти переменные берутся либо непосредственно из программы формирования очереди, либо как выходные параметры процедуры формирования, рассмотренной выше. Ниже следует процедура распечатки элементов очереди, сформированной процедурой пункта 14.1.1:

procedure VIVOD_OTCHERED (var L, R: SS);

var K: SS;

begin

¦ if (L^.elem= 0) or (L= nil) then

¦ writeln('Очеpедь пуста ! ')

¦ else begin

¦ ¦ K:= L;

¦ ¦ write('Элементы очереди: ');

¦ ¦ while K <> R^.next do

¦ ¦ begin

¦ ¦ ¦ write (K^.elem, ' ');

¦ ¦ ¦ K:= K^.next;

¦ ¦ end;

¦ end;

end.

ЗАМЕЧАНИЕ. В данной процедуре знание ссылки R на конец очереди совсем не обязательно. Здесь можно обойтись только ссылкой на начало, а в цикле WHILE в качестве условия взять сравнение значения переменной K с NIL: WHILE K <> NIL.

Добавление нового звена EL к очереди происходит справа (используется указатель R). Рассмотрим сначала алгоритм:

ОПЕРАТОРЫ

ПОЯСНЕНИЕ

read(el); new(K);

K^.next:=nil;

K

*

el

nil

K^.elem:=el;

L

*

el1

*

R^.next:=K;

R

*

elN

*

el

nil

K

L

X

el1

*

R:=K;

elN

*

R

X

el

nil

K

Запишем теперь процедуру добавления звена к очереди:

procedure DOBAV_OTCHERED (EL:integer; var L, R: SS);

var K: SS;

begin

¦ if L^.elem = 0 then R^.elem:= EL

¦ else if L = nil then

¦ begin

¦ ¦ new(K);L:= K;

¦ ¦ R:= K;

¦ ¦ K^.next:= nil;

¦ ¦ K^.elem:= EL

¦ end

¦ else begin

¦ ¦ new(K);

¦ ¦ K^.elem:=el;

¦ ¦ K^.next:=nil;

¦ ¦ R^.next:=K;

¦ ¦ R:=K

¦ end;

end.

ЗАМЕЧАНИЕ. В данной процедуре сначала проверяется, является ли очередь пустой. Если пустая очередь имеет нулевое звено,то оно заполняется элементом EL. Если же она не содержит звеньев, то создается одно звено по тем же правилам, как при формировании очереди. В общем случае к последнему звену очереди добавляется новое звено.

Исключение звена из очереди происходит слева - используется указатель L - и осуществляется одним оператором: L:=L^.next. При такой операции, однако, память не освобождается. Для ее освобождения необходимо дополнительно использовать процедуру DISPOSE.

L

*

el1

*

el2

*

R

*

elN

nil

procedure UDALENIE_OTCHERED (var l, r:ss);

begin

¦ if l=nil then writeln('Очеpедь пуста !')

¦ else l:=l^.next

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.