Рефераты. Защита трудовых прав работников по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь

Ст. 378 ТК РФ устанавливает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

В трудовом законодательстве Республики Беларусь профсоюзы осуществляют защиту трудовых прав работников в соответствии со ст. 463 ТК РБ, Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года № 1605 – XII (в редакции Закона от 14 января 2000 года № 371 – З), Положением о порядке осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 года № 1630 «Об утверждении порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде», Положения об общественном инспекторе по охране труда, утвержденном постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 1 апреля 2003 года № 50.

Роль профсоюзов в защите трудовых прав работников согласно ТК РБ незначительна. ТК РБ предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (ст. 42, кроме пункта 7 и случаев признания работника нетрудоспособным, подтвержденным заключением МРЭК, пунктов 2 и 3 ст. 47) производится после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления соответствующего профсоюза (ст. 46). Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя только с предварительного согласия соответствующего профсоюза может иметь место в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.

Ст. 463 ТК РБ предусматривает, что профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов.

В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года № 1605 – XII (в редакции Закона от 14 января 2000 года № 371 – З) «О профессиональных союзах» профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора (соглашения). В случае нарушения условий коллективного договора (соглашения) профсоюзы вправе направлять стороне коллективного договора (соглашения) представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в двухнедельный срок. О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз. В случае отказа стороны, получившей представление, удовлетворить эти требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о разрешении трудовых споров.

Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 года № 1630 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.2001 года № 218, от 19.12. 2002 года № 177, от 07. 09. 2005 года № 995). Пункт 3 данного Порядка устанавливает, что профсоюзы могут осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде через технические и правовые инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, и в организациях, где работают члены данного профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления (п. 2 Порядка).

Согласно п. 4 порядка профсоюзы имеют право проводить проверки соблюдения законодательства о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) в организациях, где работают члены данного профсоюза; запрашивать и получать от нанимателей необходимую информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда; участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, механизмов и инструментов, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающей жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления; подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально – экономических прав; участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда и другие.

В п. 4.9 Порядка закреплено полномочие профсоюзов на выдачу представления нанимателям об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольной деятельности, которое обязательно для исполнения. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде Республики Беларусь и в месячный срок письменно уведомить о результатах этого рассмотрения. Представление о до пущенных нарушениях трудового законодательства при прекращении трудового договора с работником – членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5 – дневный срок со дня его получения.

Постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 1 апреля 2003 года № 50 утверждено Положение об общественном инспекторе по охране труда. В соответствии с п. 8 данного Положения общественный инспектор имеет право:

- запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

- осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасных условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

- заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученную от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;

- требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью – приостановлении работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;

- выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь;

- требовать от нанимателя отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;

- получать информацию о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда;

- выполнять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Сравнительный анализ трудового законодательства РФ и РБ в части защиты трудовых прав работников профсоюзами показывает, что в российском законодательстве полномочия профсоюзов значительно шире. Они оказывают значительное влияние в вопросах увольнения работников, имеют значительные полномочия по обжалованию неправомерных действий работодателя при увольнении работников. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов РФ имеют реальные права по защите трудовых прав работников. Работодатель в определенных ТК РФ случаях должен учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

Трудовое законодательство Республики Беларусь предоставляет профсоюзам ограниченные права по защите трудовых прав работников. Они практически не могут повлиять на решение нанимателя об увольнении работника по его инициативе. Полномочия общественных инспекторов по охране труда не позволяют им реально влиять на состояние охраны труда на предприятии, к тому же для повышения их роли в защите трудовых прав работников необходимо закрепление их правового статуса в нормативно – правовых актах Национального собрания и Правительства Республики Беларусь. Изменения и дополнения, внесенные в ТК РБ Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года № 272 – З, не вносят ничего нового в части полномочий профсоюзов по защите трудовых прав работников, не расширяют их права.

3. САМОЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ


В главе 59 ТК РФ предусмотрен такой способ защиты трудовых прав работников, как самозащита работниками трудовых прав. Этот способ защиты трудовых прав работников впервые появился в новом ТК РФ. Ранее при рассмотрении соответствующих дел о восстановлении на работе, когда работник отказывался от выполнения работы в связи с невыплатой заработной платы и за это увольнялся за прогул, суды нередко применяли по аналогии нормы о самозащите из гражданского законодательства [17, с. 44].

Право на самозащиту основывается на ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, предусматривающей право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом и ч. 1 ст. 21 ТК РФ, закрепляющей право работника на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Возможность прибегнуть к самозащите допускается Трудовым кодексом РФ только в случае нарушения трудовых прав работника. Законодатель не устанавливает общих правил реализации права работника на самозащиту.

Самозащиту трудовых прав следует отличать от забастовки. Самозащита – это отказ от выполнения работы в целях защиты индивидуальных трудовых прав работника (права на определенность трудовой функции, закрепленной трудовым договором, права на своевременное получение заработной платы, права на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности). Забастовка же представляет собой отказ от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора, то есть является способом разрешения коллективного трудового спора и направлена на отстаивание коллективных интересов или коллективных прав. Право на самозащиту реализуется работником самостоятельно, независимо от других работников. Решение об объявлении забастовки может быть принято только коллективом – общим собранием (конференцией) работников организации или профсоюзной организации [19, с. 561].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.