Рефераты. Защита трудовых прав работников по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Проверки исполнения законодательства о труде проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Сравнительный анализ трудового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в части правового регулирования государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде показывает, что предпочтительным является путь, которым пошли российские законодатели, включившие в ТК РФ нормы, регулирующие надзорные и контрольные функции государственных органов в области соблюдения трудового законодательства. В трудовом законодательстве Республики Беларусь эти нормы рассредоточены по многочисленным нормативным правовым актам, менее четко очерчены. Поэтому в Республике Беларусь следует перенимать опыт Российской Федерации.

2. ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ


Защите трудовых прав работников профессиональными союзами в ТК РФ посвящена отдельная глава 58. При этом по сравнению с ранее действующим законодательством роль профсоюзов возросла. Включение в ТК РФ положений о праве профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства имеет принципиальное значение в деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и о принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ). ТК РФ также устанавливает, что для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями (ч. 3 ст. 370 ТК РФ).

ТК РФ наделяет широким кругом прав профсоюзных инспекторов труда. Профсоюзные инспекторы в установленном порядке для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение (ч. 5 ст. 370 ТК РФ).

Предусмотрен широкий круг полномочий профсоюзных инспекторов труда при проведении проверок соблюдения трудового законодательства (ч. 6 ст. 370 ТК РФ). Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право не только беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда, но и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Профессиональные инспекторы труда, а также уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов в соответствии с ч. 6 ст. 370 ТК РФ имеют право:

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- принимать участие в разработке законов и иных нормативно – правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также проектов подзаконных нормативных актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов о несчастных случаях на производстве и другое.

Закреплена обязанность нанимателя в случаях, предусмотренных ТК РФ, принимать решения с учетом мнения профсоюзного органа, а также регламентирован порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников. В частности, перед принятием решения работодатель направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (ст. 372 ТК РФ).

Если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК РФ).

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 372 ТК РФ). Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

ТК РФ установил также порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении решений, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Так, при проведении сокращения численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров по этому основанию работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий., а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации приведет к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяцев до проведения мероприятий. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников, вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, и неоднократного неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей производится с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа данной организации. В этих случаях работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное решение в письменной форме (ч. 1 и 2 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула (ч. 3 ст. 373 ТК РФ).

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющей его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда (ч. 6 ст. 373 ТК РФ).

Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ч. 3 ст. 374 ТК РФ).

ТК РФ предусматривает обязанность работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа. Предписано, что работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующих в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (ч. 1 ст. 377 ТК РФ).

В организациях с численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам помещение, оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы (ч. 2 ст. 377 ТК РФ).

Работодатель может предоставить в бесплатное выборному профсоюзному органу данной организации принадлежащие ему или арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, ведения культурно – массовой, физкультурно – оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюз не имеет права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этого профессионального союза, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза (ч. 3 ст. 377 ТК РФ).

Ч. 4 ст. 377 ТК РФ предусматривает, что при наличии письменного заявления работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств. Кроме того, в организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями (ч. 5 ст. 377 ТК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.