Рефераты. Система таможенных органов Российской Федерации

Отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью(пропаганда и разъяснение таможенного законодательства, политики и т.д., выпуск “Таможенного вестника” и других изданий);

Управление делами ГТК РФ (организационно-техническое обеспечение центрального аппарата);

Управление внешних связей (международно-правовое сотрудничество);

Главный научно-информационный вычислительный центр – ГНИВЦ (внедрение и эксплуатация Единой автоматизированной информационной системы – ЕАИСЮ развитие ее программной базы и электронных средств таможенного контроля);

Центральная таможенная лаборатория (ЦТЛ), являющаяся головным экспертно-исследовательским учреждением ГТК РФ со статусом юридического лица ( материаловедческие исследования и товароведческие экспертизы в целях классификации, сертификации и стоимостной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу, установления товароведческой природы нарушений при экспортно-импортных операциях и т.п.);

Служба охраны таможенных органов Российской Федерации, состоящая из Управления таможенной охраны ГТК, аналогичных отделов в региональных управлениях и таможнях, аналогичных группах таможенных постах; отделов быстрого реагирования, групп оперативно-дежурной службы. Служба охраняет объекты таможенной системы во взаимодействии с другими государственными органами. Она оснащается огнестрельным оружием и специальными средствами в случаях и порядке, предусмотренных ТК, актами ГТК России.

Последней (разумеется, не по важности ) в подсистеме обеспечения значится Юридическая служба. Основные функции: ведет нормативную базу (в том числе субъектов Российской Федерации) и обобщает практику применения таможенного законодательства; разъясняет нормативные акты; информирует и консультирует граждан и организации; готовит проекты нормативных актов. Юридические отделы региональных управлений Комитета, кроме того, должны контролировать состояние правовой дисциплины в нижестоящих органах, где действуют свыше 50 человек – юридические отделы, при меньшей численности – группы; на таможенных постах со статусом юридического и штатом свыше 50 человек – группы, при меньшей численности – ведущий юрисконсульт и ведущий инспектор; на постах не являющихся юридическими лицами, - ведущий юрисконсульт.

Поскольку работа этой разветвленной сети, обеспечивая законность, входит в суть конкретных таможенных операций, Юридическую службу ГТК РФ можно рассматривать и как элемент производственной подсистемы. В таможенные органы же время, скажем, Правовое управление ( см. выше) можно по тем же мотивам одной стороной причислить к подсистеме обеспечения.

Второй уровень, Региональные таможенные управления (РТУ) – создаются  с 1991 г. как промежуточное звено между ГТК РФ и таможнями, что обусловлено резким усложнением управленческих задач  Комитета вследствие либерализации внешней торговли.

Положение об РТУ утверждает ГТК РФ на основе Общего положения о региональном таможенном управлении Российской Федерации от 10 января 1996 г. Согласно этим актам управления возглавляют работу в подведомственных им регионах по непосредственным руководством Комитета; последний вправе их создавать, ликвидировать и реорганизовывать. В прямом подчинении каждого РТУ находятся таможни и таможенные посты, в оперативном – лаборатории, учебные заведения и т.п. ( в обоих случаях – за исключением объектов, непосредственно подчиненных ГТК). РТУ вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты без статуса юридического лица, входить в ГТК с аналогичной инициативой относительно таможен и постов со статусом юридического лица, утверждать таможенные склады и склады временного хранения; представлять подчиненные структуры в госорганах, менять в установленном порядке географию их деятельности, вносить в ГТК проекты изменения границ подведомственного региона.

Эти границы, как и территории деятельности нижестоящих органов, могут не соответствовать административному делению РФ, что видно из следующего перечня (неполного) РТУ: Западное, Калининградское, Уральское, Западно-Сибирское, Последнему,  например, подчинены таможни: Архангельская, Костомукшская, Петрозаводская, Пулковская, Балтийская, Великолукская,Выборгская, Пыталовская, Себежская, Санкт-Петербургская.

РТУ решает свои задачи непосредственно и, в основном, через нижестоящие объекты. При этом оно взаимодействует с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми, органами исполнительной власти (федеральной и субъектов РФ), местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами Является юридическим лицом. Финансируется из государственного бюджета и других источников.

Функции РТУ. Из статусов ГТК РФ и РТУ следуетЮ у них идентичные функции – с той разницей, что Комитет курирует всю таможенную территорию страны, а РТУ действует в пределах своего региона и в этих пределах выступает либо как соразработчик-соисполнитель, либо как проводникполитики Комитета. Чтобы дословно не воспроизводить довольно обширный набор этих функций, представим их в сжатом виде.

РТУ в качестве соразработчика-соисполнителя:

координирует сбор первичных данных о таможенной ситуации в регионе, организует их обработку для статистических научно-исследовательских, информационных целей, в том числе для подготовки обзоров, оповещения органов исполнительной власти, а также для использования в организуемых РТУ учебных, методических, разъяснительных и подобных мероприятиях и для обновления нормативной базы.

Участвует и организует участи нижестоящих органов в научно-исследовательских работах, рассчитанных на развитие законодательства и совершенствование таможенной политики, на обеспечение единства таможенной территории и экономической безопасности страны.

Контролирует использование прогрессивных решений при разработкен юридических, организационных, технологических и прчих аспектов развития региона, включая инфраструктуру, вносит соответствующие предложения, программы (собственные и нижестоящих органов) в ГТК РФ.

РТУ в качестве проводника политики ГТК РФ организует, контролирует, курирует, координирует и т.д.

соблюдение в регионе таможенных режимов и законодательства, правил валютного, экспортного, экологического и других видов контроля, правил и методов регулирования лицензионных, аттестационных, оформительских        , разрешительных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, методов классификации и оценки этих предметов, начисления, взимания и перечисления в государственный бюджет таможенных пошлин и сборов;

реализацию рабочих контактов со сторонними органами, учреждениями, юридическими и физическими лицами на предмет содействия (например, в экспертизе), взаимодействия (например, в пограничном или валютном контроле) и получения на безвозмездной основе документов и сведений для таможенных целей;

осуществление надзора за экономической деятельностью экспортов-импортов, таможенных брокеров, в том числе путем финансово-хозяйственных проверок  и организации доступа проверяющих в местах, где могут вестись работы либо находиться документы, товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;

проведение в жизнь мер по защите прав и интересов клиентов(пользователей) системы; по кадровому, финансовому, информационному, материально-техническому обеспечению таможен (постов), по выполнению ими оперативно-розыскных и дознавательных функций – в целях борьбы с криминалом, нарушителями таможенных правил, посягательствами на нормальную деятельность таможенных органов, безопасность их должностных лиц и клиентов;

выпуск ненормативных правовых актов, обязательных для использования наряду с нормативными.

Типовая структура РТУ, штатная численность (общая и структурных подразделений) и фонд оплаты труда утверждаются ГТК РФ.

Начальник РТУ назначается на должность и освобождается от нее представителем ГТК РФ, действует на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение РТУ своих функций, за деятельность нижестоящих органов, при необходимости дополняет или изменяет их типовую структуру, представляет в ГТК кандидатуры своих заместителей, главного бухгалтера и начальника юридического отдела; распределяет обязанности между заместителями; является председателем коллегии РТУ, где рассматриваются важнейшие вопросы деятельности РТУ и объектов, находящихся в его непосредственном либо оперативном подчинении. .В зависимости от размеров региона, численности, дислокации управлений их структура может отличаться от типовой, но не принципиально,

Третий уровень. Таможни Российской Федерации  составляют организационный и производственный фундамент системы – именно здесь производится основная часть собственно таможенных и сопутствующих операций.

Раньше эта работа велась в пунктах, внешняя граница которых, как правило, совпадала с государственной. С либерализацией торговли и самостоятельным выходом массы товаровладельцев на зарубежные рынки возникла необходимость ввести грузовую таможенную декларацию  (1888 г.) и создавать, наряду с “внешними”, “внутренние” таможни (процесс не завершился). Такая перестройка соответствует мировой практике.

Правовой статус, компетенция, структура таможни регламентирована ТК, десятками нормативных актов и в относительно целостном виде – Общим положением 1996 г.

Согласно этому акту таможни работают под непосредственным руководством РТУ или ГТК РФ; общее руководство – за Комитетом. Последний по представлению или с учетом мнения РТУ может создавать, ликвидировать, реорганизовать и определять территорию деятельности (подведомственную). В их прямом (а также оперативном) подчинении находятся дислоцированные на этой территории таможенные посты – кроме непосредственно руководимых РТУ или ГТК РФ.

Таможня вправе учреждать склады временного хранения, определять места дислокации постов, представлять их в государственных органах и, по согласованию с ГТК РФ, создавать, ликвидировать, реорганизовать посты, а также решать свои задачи через них либо самостоятельно. В обязанности таможни входит взаимодействие с коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами и, прежде всего, с территориальными органами федеральной, региональной и местной власти. Она является юридическим лицом, финансируется из государственного бюджета и других источников.

Таможенные органы обстоятельство, что ГТК РФ решает производственные задачи системы и непосредственно через таможни, и через РТУ, а РТУ – опять же непосредственно через таможни, означает, что эти органы связаны между собой сквозными функциями. Иными словами, третий уровень, таможни, претворяет в жизнь, реализует то, что РТУ и ГТК, организуют, контролируют, координируют, курируют и т.д. Вместе с тем, только таможни ведут учет, идентификацию, инвентаризацию подконтрольных товаров и транспортных средств; проверяют достоверность и полноту, обеспечивают конфиденциальность и строго целевое использование полученных сведений обо всем, что касается этих предметов; отслеживают доставку в надлежащие пункты; при необходимости обеспечивают таможенное сопровождение; определяют продолжительность стоянки с учетом времени на таможенное оформление; контролируют целевое использование условно выпущенных товаров и транспортных средств и выполняет ряд иных функций, предусмотренных Общим положением о таможне Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 10.01.1996 г. № 12. Типовая структура, штатная численность и фонд оплаты труд таможни определяется ГТК РФ и в этих пределах на практике могут варьироваться. Начальник таможни назначается на должность и освобождается от нее председателем ГТК (если таможня подчинена РТУ – таможенные органы по его представлению), руководит на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение таможней своих функций и правовую деятельность нижестоящих постов, представляет в ГТК кандидатуры своего первого заместителя, начальника юридического отдела и главного бухгалтера; распределяет обязанности между заместителями и устанавливает степень их ответственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.