Рефераты. Система таможенных органов Российской Федерации

Система таможенных органов Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

“Система таможенных органов Российской Федерации”

Студент______________________

Научный руководитель_____________

Москва, 2002

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

3

Глава 1. Функции таможенных органов.

6

Глава 2. Правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов РФ.

11

Глава 3. Специализированные таможенные органы (оперативная таможня, энергетическая таможня)

20

Заключение

25

Список литературы

26


ВВЕДЕНИЕ.

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.

Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

Система таможенных органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

Таким образом, вне активной, целеустремленной и эффективной непосредственной деятельности таможенных органов, организаций, учреждений, их должностных лиц немыслимы, во-первых, успешное осуществление внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации[1].

Во-вторых, собственно таможенное дело, это задачи, цели и функции -экономические, правоохранительных, фискальные, статистические, в сфере международного сотрудничества в таможенном деле и др.

Сказанное подчеркивает актуальность и жизненную необходимость научного анализа и выработки научно-исследовательских и прикладных рекомендаций как по совершенствованию системы таможенных органов в целом, учитывая множественность, разновидность и разнообразие таможенных органов и структур, составных частей, элементов системы таможенных органов, в связи с чем в настоящее время возрастает внимание к системе и принципам деятельности таможенных органов. Кроме того, эти вопросы стали тем более актуальными, что в новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала "открытой", а государственные  границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. Значение таможенных органов в этой связи сложно переоценить, так как очевидной становится их все более возрастающая роль в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно существенном значении таможенных органов в системе органов исполнительной власти РФ, и достойно более детального рассмотрения.





ОБЩАЯ ХААРТКРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком – системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны. В числе такого рода системообразующих факторов называют следующие[2]:

1. Функциональная общность таможенных органов состоит в том, что все они осуществляют таможенное дело, проводят в жизнь единую таможенную политики. Этот важнейший фактор отражен и юридически закреплен в ст.
8 Таможенного Кодекса (ТК) о том, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, а так же в ст. 10 ТК, в которой закреплены основные функции таможенных органов РФ. То, что все они осуществляют таможенное дело, не означает, что объем функций и конкретная компетенция, в частности, характер полномочий всех звеньев таможенной системы, - одинаковы. Между таможенными органами различных уровней есть существенные различия, что естественно, учитывая характер и место, занимаемое соответствующим таможенным органом в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов – один из наиболее характерных признаков всей таможенной системы.

2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов означает, что каждый орган взаимосвязан с другими выше- и нижестоящими таможенными органами и звеньями, что ни один из них не функционирует сам по себе; только в тесном взаимодействии с другими звеньями он оказывается способным выполнять  свои функции и предоставленные законом полномочия. Этот существенный момент отражен в ст. 8,9,10,13 ТК.

3. Единство системы таможенных органов обеспечивается их задачами и целями, а так же едиными организационными принципами построения их деятельности. Каждый таможенный орган – частичка достаточно централизованной системы, функциональным и организационным центром которой является Таможенный Кодекс РФ.

4. Целостность таможенных органов заключается в том, что каждый из таможенных органов  - это не автономная единица, а неразрывная составная часть целостного организма, которым является система таможенных органов. Целостность в этой связи означает не  нечто искусственное, навязанное, а свойство, обусловленное собственно характером таможенного дела.

При этом важно принять во внимание, что таможенную деятельность характеризует чрезвычайная динамичность, что оказывает немаловажное значение на формирование и функционирование данной системы и ее составных частей.

Особенно это замечание касается развития нормативно-правовой базы таможенного дела, его отдельных блоков: например, развития функций таможенных органов, порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, государственной службы в таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и других направлений таможенного дела.

Динамизм нормативно-правового регулирования надо всесторонне учитывать, обеспечить слежение за коррективами таможенного законодательства в ходе формирования и функционирования системы таможенных органов и ее структурных единиц.

В качестве примера можно привести такие нормативно-правовые акты, как Дисциплинарный Устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396; Инструкцию по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности (утвержденную ГТК РФ 25 января 1999 г. № 38), Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (утвержденную ГТК РФ 16 декабря 1998 г. № 848 – и ряд других нормативно-правовых актов. Только учитывая весь массив нормативно-правовой базы, на основании которой действует в настоящее время система таможенных органов РФ можно представить себе картину, отражающую специфику функционирования системы таможенных органов РФ и ее составных частей.

Прежде всего в этой связи следует отметить тот факт, что все звенья таможенной системы представляют собой органы федеральной власти. Это обусловлено тем, что они предназначены для практической реализации полномочий РФ  в области таможенного регулирования  и внешнеэкономических отношений (п. “ж”, “л” ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации – каждый нижестоящий таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа характерна в целом для органа исполнительной власти.


глава 1. Функции таможенных органов.


Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет следующие функции таможенных органов:

1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические интересы Российской Федерации;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.