Рефераты. Производство по делам о нарушении таможенных правил

Производство по делу о нарушении таможенных правил считается законченным:

         - при передаче начальнику таможенного органа или его заместителю для рассмотрения материалов дела должностным лицом таможенного органа, в производстве у которого оно находится (ст. 356 ТК);

         - при прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил в случаях, предусмотренных ст. 291 ТК.

Статьей 296 ТК России установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведутся на русском языке.

Не владеющие русским языком участники процесса производства и рассмотрения дела о нарушении таможенных правил обладают правом делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика.

Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение.

В случаях, вызываемых необходимостью, производство по делу о нарушении таможенных правил может вестись в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого было совершено это правонарушение.

В ходе производства по делам о нарушении таможенных правил могут возникнуть обстоятельства, влекущие соединение дел в одном производстве либо выделение дела в отдельное производство[14].

    В одном производстве соединяются дела о нарушениях таможенных правил:

 а) за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо;

 б) привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии.

Выделение дела о нарушении таможенных правил возможно, как на это указывает Кодекс, в случаях, вызываемых необходимостью и при условии, что это выделение не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.

По общему правилу, при установлении в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Производство по такого рода правонарушениям начинается с составления протокола о нарушении таможенных правил, в котором противоправное деяние лица квалифицируется в соответствии со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. При наличии этого обстоятельства начальник таможенного органа или его заместитель обязаны в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из следующих решений:

  1) о возбуждении уголовного дела;

  2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

  3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.

    До принятия одного из вышеназванных решений проверка по выявленному факту проводится в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил.

Следующая норма закона - ст. 302 ТК РФ - регламентирует действия таможни в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, но при наличии признаков нарушения таможенных правил.

Согласно требованиям названной статьи, при наличии указанных в ней обстоятельств, таможенный орган после получения соответствующих материалов из органов предварительного следствия, других органов дознания, суда или от прокурора продолжает производство по делу и его рассмотрение в общем порядке, на основании Таможенного кодекса.

Закон предусматривает ряд обстоя­тельств, при выявлении которых в процессе производства или рассмотрения дела производство по делу подлежит прекращению, либо такое производство при проверке, например, информации, предшествующей заведению дела, вообще не может быть начато.

Перечень этих обстоятельств приводится в ст. 291 ТК России.

Установле­ние обстоятельств совершенного административного таможенного правонарушения в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела производится в ходе выполнения процессуальных и иных действий, которые можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся процессуальные действия, осуществляемые должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о нарушении таможенных правил, направленные на непосредственное обнаружение, закрепление и изъятие ими доказательств по делу на основании и в порядке, установленными процессуальными нормами ТК РФ. К этой группе относятся опрос лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, опрос свидетеля, таможенное обследование, осмотр, предъявление для опознания, экспертиза, изъятие товаров и транспортных средств.

Ко второй - процессуальные и иные действия, осуществляемые полномочными должностными лицами таможенных органов, направленные на обеспечение производства по делу о нарушении таможенных правил и взыскания возможных санкций имущественного характера, а также на выяснение назначенными ими лицами обстоятельств, подлежащих установлению по делу о нарушении таможенных правил. К этой группе относятся истребование документов, получение информации, наложение ареста, проведение ревизии, проверки, инвентаризации, доставление лица в таможенный орган, административное задержание.

Ход, содержание и результаты процессуальных действий фиксируются в протоколах, составляемых при производстве по делу о нарушении таможенных правил, должностным лицом таможенного органа Российской Федерации как в ходе проведения конкретных процессуальных действий, так и непосредственно после их окончания..

Протоколы составляются по формам,  устанавливаемым Государствен­ным таможенным комитетом Российской Федерации.

Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе производить опрос физических лиц, должностных лиц, руководителей или заместителей руководителей предприятий, учреждений или организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по существу дела.

Об опросе лиц составляется протокол опроса. Порядок опроса, права и обязанности опрашиваемого лица зависят от его процессуального положения[15].

Одним из наиболее острых процессуальных действий, направленных на обнаружение, закрепление и изъятие доказательств по делу о нарушении таможенных правил, является таможенное обследование территорий, помещений или транспортных средств.

Объектами таможенных обследований, в частности, могут быть:

         • помещения (территории) производственных цехов, гаражей, складов сырья, материалов, готовой продукции;

         • помещения бухгалтерии, служебные кабинеты должностных лиц предприятий, организаций и учреждений, привлекаемых к ответствен­ности за нарушение таможенных правил;

         • иные помещения предприятий, организаций и учреждений, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их филиалов и представительств, принадлежащих им транспортных средств;

         • дома, квартиры лиц, привлекаемых к ответственности, и их родственников.

Таможенное обследование проводится в присутствии понятых. В необходимых случаях для участия в проведении таможенного обследования приглашается специалист.

Обнаруженные в ходе проведения таможенного обследования товары, транспортные средства, документы и иные предметы, имеющие отношение к делу, изымаются на основании и в порядке, предусмотренных ст. 337 и 338 ТК России.

При проведении таможенного обследования могут производиться измерения, применяться фото- и киносъемка, видеозапись, а также использоваться технические средства.

О проведении таможенного обследования составляется протокол          (ст. 349 ТК РФ), копия которого в обязательном порядке вручается под расписку лицам, у которых проведено таможенное обследование территории, помещений или принадлежащих им транспортных средств.

Получение санкции прокурора на проведение таможенного обследования жилых помещений в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил не требуется.

Внешнее сходство действий, направленных в процессе таких обследо­ваний на обнаружение и изъятие документов и иных предметов, являющихся доказательством по делу о нарушении таможенных правил, с мероприятиями, осуществляемыми при обыске по уголовному делу, не дает оснований для их отождествления.

Осмотр может проводиться как при составлении протокола о нарушении таможенных правил, при проведении таможенного обследования, при изъятии товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов, так и в виде самостоятельного процессуального действия.

Осмотр как самостоятельное процессуальное действие проводится в присутствии понятых. В его проведении могут участвовать лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, специалист, свидетель[16].

В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяются фото- и киносъемка, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготовляются слепки и оттиски следов, снимаются копии с документов.

О производстве осмотра как самостоятельного процессуального действия составляется протокол.

Объектами опознания согласно статье 343 ТК России являются:

         • товары,

         • транспортные средства,

         • документы на них,

         • иные предметы, изъятые при составлении протокола о нарушении таможенных правил, проведении таможенного обследования, осмотра, изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов.

Лица, привлекаемые к ответственности за нарушение таможенных правил, не могут являться объектом опознания по делам о нарушении таможенных правил, поскольку законодатель не включил в данный перечень людей.

О предъявлении предметов для опознания составляется протокол в соответствии с требованиями, перечисленными в статье 349 ТК России.

Результаты предъявления для опознания могут оказаться ошибочными как из-за умышленных ложных объяснений опознающего, так и в связи с его добросовестным заблуждением. Поэтому их следует подвергать тщательной проверке и оценке.

Экспертиза является одним из наиболее сложных процессуальных действий и представляет собой целый комплекс мероприятий по получению доказательства по делу о нарушении таможенных правил[17]. Она назначается путем вынесения мотивированного постановления в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле и может сопровождаться взятием проб и образцов для проведения экспертизы (ст. 347 ТК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.