Рефераты. Правовые системы современности. Мусульманское право

Личное и семейное право, которое содержало нормы ритуального и религиозного поведения, всегда считалось наиболее важным в шариате, хотя теоретически все отрасли мусульманского права одинаково связаны с религией ислама. Это положение вытекает из тесной связи, которая существует в сознании мусульман между религией и ''личным статусом''. Именно этому вопросу посвящено наибольшее число предписаний Корана.

Пример 1*. Сура 4. Женщины.

38(34). Мужья стоят над жёнами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейны, охраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, — поистине, Аллах возвышен, велик!

39(35). А если вы боитесь разрыва между обоими, то наймите судью из его семьи и судью из её семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах — знающий, ведающий!

Пример 2*. Сура 65. Развод.

1. О пророк, когда вы даёте развод жёнам, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего! Не удаляйте их из их помещений, и пусть они не выходят, разве только совершат явную мерзость…

2. А когда они дойдут до своего предела, то удерживайте их с достоинством или разлучайтесь с ними с достоинством. И возьмите свидетельство двух справедливых среди вас и установите свидетельство пред Аллахом…

6. Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: не делайте им неприятного, чтобы утешить их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сложат своей ноши. А если они выкармливают вам, то давайте им их плату и сговаривайтесь между собой с достоинством. А если вы затруднитесь, то пусть кормит его другая.


Конституционное право в том виде, как оно понимается мусульманским правом, всегда было лишь набожной мечтой. Уголовное право очень рано отдалилось от ортодоксального мусульманства, так же как и фискальное право.

В глазах теологов правители могут быть виноваты в том, что они даже в этих вопросах отходят от норм шариата. Верующие же ни в чём не могут себя упрекнуть, если они подчиняются нормам, установленным властями, так как сам Коран предписывает им подчиняться властям. Необходимость всегда снимает с верующих грех несоблюдения правовых норм.[11]

Различие современных правовых систем. Позитивные правовые системы мусульманских стран в их современном виде различны между собой, так как общественное развитие этих стран очень разнообразно, а традиции также далеко не одинаковы. Египет, Мали, Пакистан, Индонезия различны с многих точек зрения. Общую картину правовых систем мусульманских стран в связи с этим дать очень трудно. Однако некоторые общие черты следует установить, выделив при этом три группы стран.

Первую группу составляют страны с мусульманским населением, ставшие социалистическими республиками, — советские республики Средней Азии, а также Албания. В этих государствах, основанных на принципах марксизма-ленинизма, ислам не признаётся государством; здесь не стремятся сохранить мусульманское право. Право этих республик — светское право, стремящееся установить общество нового типа, основанное на совершенно иных принципах, нежели принципы ислама. Мусульманское право здесь не применяется судами. Возможно, оно соблюдается тайно среди населения.

Вторую группу составляют Афганистан, Пакистан, Кувейт, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, эмираты Персидского залива — наиболее типичные представители данной группы. Эти страны теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически — по нормам обычного права, которое признаёт превосходство и совершенство мусульманского права, но часто с ним расходится.

Третью группу составляют государства, в которых мусульманское право, более или менее сведённое прецедентами к обычаю, сохранилось только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, затрагивающих личный статус и религиозные учреждения, иногда земельный режим, в то время как имеется ''современное право'', регулирующее новые сферы общественных отношений.

Эта группа, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы в зависимости от того, было ли указанное современное право выработано по образцу общего права (Индия, Малайзия, Нигерия), или по образцу французского права (африканские государства с французским языком, ряд арабских государств), или права голландского (Индонезия).

Некоторые страны с мусульманским населением выражали стремление построить социализм. Вопрос лишь в том, какой социализм имеется в виду, и совместимо ли государство социалистического типа с принципами исламской цивилизации и права.[12]

Я считаю, что сейчас сложно судить о том, сможет ли социалистическая правовая система и мусульманское право мирно сосуществовать в одной стране. Ведь если брать опыт среднеазиатских республик, Кавказа и других регионов бывшего Советского Союза, где проживали мусульмане, то там действовали нормы, направленные против обычаев. Эти обычаи рассматривались как ''пережитки'', с которыми нужно бороться, чтобы преодолеть их влияние на сознание и поведение граждан. В современных же условиях в независимых среднеазиатских государствах, в структуре некоторых субъектов Российской Федерации, где проживают большие группы населения, исповедующие ислам, возрастает влияние религии. Приведёт ли этот процесс к изменениям правовых систем, которые в годы Советской власти развивались на советской основе,— покажет будущее.


4.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

При проведении данной работы были достигнуты следующие цели: изучение мусульманского права (его основ), рассмотрение сосуществования религии ислама и правовых систем мусульманских стран, а также приспособление этих стран к современному миру.

Очевидно, что  мусульманские страны в стремлении модернизировать мусульманское право пытаются синтезировать традиционные понятия и европейское право.  Поэтому  возникает ряд вопросов. Всякий ли след традиционно мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы, всё более строят своё право на западный манер? И следует ли поэтому вычеркнуть мусульманское право из числа крупных правовых систем современного мира? Каков бы ни был прогресс, достигнутый в мусульманских странах по перестройке права по западному образцу, я считаю, нужно остерегаться таких выводов.

В мусульманских странах можно создать новый современный сектор в праве, который воспримет западные концепции; можно в той или иной мере отбросить материальные нормы, соответствующие ортодоксальному исламу, или отказаться от основных понятий мусульманского права. Тем не менее, мусульманское право в результате этого не войдёт полностью в семью романских правовых систем; во всяком случае, для этого потребуется длительный период времени.

 На мой взгляд, юристы мусульманских стран долго ещё будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые и во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут. Надо реформировать всё общество, а не только право, надо отказаться от всей исламистской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать юридическую традицию мусульманства. В большинстве мусульманских стран такого стремления нет; даже Турция, стремящаяся стать светским государством, не пытается революционизироваться настолько, чтобы отбросить всё мусульманское. Вполне возможно в этих условиях, что модернизация права не приведёт к полному присоединению этих стран к романской правовой системе или системе общего права. Скорее можно ожидать, что в указанных странах возникнет синтез категорий и понятий, заимствованных из западного права, и методов рассуждения и подхода, глубоко пронизанных традицией мусульманского права.

По всем этим причинам интерес к изучению мусульманского права сохраняется и надолго сохранится и с точки зрения международной, и сравнительного права.

Данное исследование показывает как религия ислама и связанные с ней традиции влияют на развитие мусульманской правовой системы, какие при этом возникают сложности; а также заставляет задуматься об актуальности модернизации права мусульманских стран.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.      Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998. — 400с.


2.      Дмитриев Ю. А. И др. Общая теория права: учебник для юр. вузов.— М.: Издательство МГУ им. Н. Э. Баумана, 1995.— 384с.


3.      Коран: пер. ак. Крачковского И. Ю. — М.: ИКПА, 1990. — 513с.


4.      Лившиц Р. З. Теория права: учебник для студ. юрид. вузов. — М.: БЕК, 1994.—210с.


5.      Основы государства и права: учебное пособие/Под общ. ред. С. А. Комарова.— М.: '' Русское слово''; ''Манускрипт'', 1997.—320с.


6.      Сырых В. М. Теория государства и права: учебник.— М.: Былина,1998.—512с.


7.      Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. —476с.


8.      Хропанюк В. Н. Теория государства и права: хрестоматия/ Под ред. Т. Н. Радько.— М.: ''ИНТЕРСТИЛЬ'', 1998.—944с.



[1] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.

[2] Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. —476с.

[3] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.


* Архаистический (архаичный) — устарелый, древний.

[4] Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. —476с.

[5] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.

[6] Дмитриев Ю. А. И др. Общая теория права: учебник для юр. вузов.— М.: Издательство МГУ им. Н. Э. Баумана, 1995.— 384с.

[7] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.


[8] Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. —476с.

* Суннизм — основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным, ''правоверным''. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты, составляют большинство. При решении вопроса о главе мусульманской общины (об имаме-халифе) суннизм опирается формально на ''согласие всей общины'', в отличие от шиизма, который признаёт имамами-халифами лишь Али и его прямых потомков.

** Ява (Java) — остров в Малайском архипелаге, в группе больших островов; главный экономический район    Индонезии.

*** Фикция (от лат. fictio — выдумка, вымысел) — нечто несуществующее, мнимое, ложное.

[9] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.


* Ортодоксия — ''правильная'' доктрина, фиксированная авторитетными инстанциями религиозной общины и обязательная для всех членов этой общины; противоположность ортодоксии — ересь. Понятие ортодоксии имеет смысл применительно к тем религиям, в которых необходимым условием выполнения долга перед богом признаётся не только культ (как в античном язычестве, не знавшем теологии), но и ''чистое учение''.

[10] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.


* Коран: пер. ак. Крачковского И. Ю. — М.: ИКПА, 1990. — 513с.

[11] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.

[12] Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. —476с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.