Рефераты. Правовые системы современности. Мусульманское право

Правовые системы современности. Мусульманское право

Комитет РФ по высшему образованию

Московская Государственная Текстильная Академия им. А.Н.Косыгина

 

 

Кафедра политологии и социологии

 

 

 

 

 

 


по дисциплине “Правоведение”


на тему:

“Правовые

                 системы

                              современности.       

  Мусульманское

                               право”



Исполнитель:       студентка ФЭМ группы 51-96

                                     Судник Н.Р.

Руководитель:      Куковякин Ю. А.






Москва

1999

Содержание:

 

                                                                                                                                             стр.

1.      Введение…………………………………………………………….…………………………………..3

2.      Правовые системы современности ………………………………………………………………...4

3.      Мусульманское право………………………………………………………………………………….8

3.1. Основы мусульманского права….……………………………………………………………….8

3.2. Приспособление мусульманского права к современному миру ..………………………..11

3.3. Право мусульманских стран. .………………………………………………………………….15

4. Заключение……………………………………………………………………………………………...18

5. Список использованной литературы………………………………………………………………..20




1.   ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире каждое государство имеет своё право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

От чего зависят и в чём выражаются различия правовых систем?

В разных странах принимаются и применяются разные нормы — это первое, что бросается в глаза, когда говорят о различиях правовых систем. Например, право США и французское право отличаются тем, что первое допускает судебный контроль за конституционностью законов, а второе — нет. В отличие от английского права, разрешающего развод, ирландское право не разрешает его.[1]

И, тем не менее, различия не зависят только от входящих в состав права норм. Было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Конечно, в определённую эпоху, в определённой стране право может принять именно такой вид. Однако право — это значительно более сложное явление, выступающее как система. Понятие ''правовой системы'' охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует какая-то биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества.[2]

Различные авторы по-разному классифицируют  правовые системы. В данной работе ограничимся тем, что кратко подчеркнём существенные признаки, которые позволяют выделить в современном мире главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права, семью социалистического права. А также рассмотрим иные правовые системы, среди которых более подробно — мусульманское право.


2.   ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.[3]

Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с различными структурами, нравами, верованиями. И хотя в современном мире существует множество правовых систем, они могут быть сведены в ограниченное число семей:

2.1. Романо-германская правовая семья.  Эта семья сформировалась на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.

Основным признаком этой правовой семьи является её формирование на основе римского права.  Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, — вот основная задача юридической науки; поглощённая этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права; этим занимаются юристы-практики.

В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.

В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остаётся основой юридической науки.

2.2. Семья общего права (common law). Эта семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права.  Общее право было создано королевскими судами, которые, начиная с  XIII века, заседали в Вестминстере. Оно оказало решающее воздействие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки.

Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несёт на себе до  сего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота — немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка.

2.3. Семья социалистического права. Правовые системы стран, входящих ныне в социалистический лагерь, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они сохранили ряд черт, которые были отмечены при описании романо-германской правовой семьи. Норма права там всегда рассматривается как общая норма поведения: сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейских университетов и восходящей к римскому праву.

Однако наряду с некоторым сходством правовые системы социалистических стран имеют отличия по сравнению с правом романо-германской семьи. Руководители социалистических стран видят цель в создании общества нового типа, в котором не будет государства и права. По этой причине единственным источником социалистического права является революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого коммунистической партией. В соответствии с доктриной марксизма-ленинизма, являющейся официальной, законодатель стремится, прежде всего, создать новый экономический строй. Средства производства обобществлены. Сфера отношений между гражданами в этих условиях становится меньшей, чем она была ранее. Частное право уступает господствующее место праву публичному.

После второй мировой войны эта семья охватила страны Центральной Европы и балканские страны, попавшие под господство Советского Союза. В её сфере оказались Северная Корея и Вьетнам в Азии, Куба — в Америке. Правда, сейчас эта семья находится в глубоком кризисе. Лучезарное будущее, которое руководители государств обещали своим народам, обернулось всеобщим разочарованием. Государства, которые по своей воле или вопреки ей оказались на пути, пролагаемом СССР, в конце 1989 года отказались следовать по нему, считать себя социалистическими республиками или народными демократиями.

Трудно предсказать, как пойдут трансформация правовых систем европейских стран, принадлежавших к социалистической семье, и реинтеграция этих стран в романо-германскую семью, из которой они вышли.

2.4. Мусульманское, индусское и иудейское право. В мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе — мусульманском праве, связанным с религией ислама. Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактические явления, а законы и ордонансы властей — как управленческие меры временного или местного значения, которые далеко не в полной мере достойны называться правом. Примерно то же самое можно сказать об иудейском праве. И в Индии, правда, в другом контексте, тщательно различают дхарму — учение о справедливости — и арту — то, что обеспечивает богатство и власть.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.