Рефераты. Правовой режим лесного фонда

тия лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления


                                - 5 -


лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных  податей,

арендной  платы за пользование лесным фондом.  Районные исполнительные

органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере-

даче  в аренду участков лесного фонда.  Этим органам принадлежит право

выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных

торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограниче-

нии или прекращении права на пользование лесным фондом в случае  нару-

шения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.

     Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов горо-

дов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной рас-

тительности,  отнесенной к категории лесного фонда.  Лесная раститель-

ность внутри городов,  пригородных, зеленых зон городов и крупных про-

мышленных центров не имеет эксплуатационного значения.  Основная функ-

ция этой категории лесов - защитно-санитарная, рекреационнап. Сообраз-

но этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреа-

ционной и культурно-оздоровительной функции леса.

     Государственное управление лесофондом состоит из органов общей  и

специальной  компетенции.  К  органам_1  общей компетенции_0 закон относит

Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и

исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов.

     В систему специально уполномоченных органов управления лесным хо-

зяйством  входят  федеральная  служба  лесного хозяйства (Рослесхоз) ,

имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства  в  субъектах

Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества.

     Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , соглаено Поло-

жению,  утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г.,  разрабатывает

основные направления государственной политики в области использования,

воспроизводства,  охраны  и защиты лесов и развития лесного хозяйства,

обеспечивает непрерывное,  неистощительное лесопользование, сбережение

и приумножение лесных богатств.

     С этой целью Рослесхоз ведет  учет  лесного  фонда  и  организует

ввдение лесного кадастра,  классифицирует леса по определенным группам

и категориям защитности,  утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает

рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управ-

ление национальными природными парками,  учебными лесными  и  опытными

лесными  хозяйствами,  ведает  охотничьим  хозяйством и регулированием

охоты в тех лесхозах, на которые возло жены данные функции.

     Федеральная служба  лесного  хозяйства организует лесовосстанови-


                                - 6 -


тельные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану

лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих

вред лесу.  Закон предоставляет органам Рослесхоза при влекать лесона-

рушителей к административной ответственности.  Кроме того, своим реше-

нием они вправе ограничивать,  приостанавливать,  прекращать  деятель-

ность предприятий,  организаций, учреждений, нарушающих лесное законо-

дательство и причиняющих вред лесу.

     Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативно-

го управления и вправе распоряжаться им только с  согласия  Росгосиму-

щества.


                    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА


     Основная функция  федеральной  службы лесного хозяйства состоит в

организации лесного хозяйства - работы,  направленной на  рациональное

использование,  воспроизводство,  охрану и защиту лесов.  В эту работу

входят следующие показатели:  основные требования по  ведению  лесного

хозяйства,  распределение  лесов  по  группам и категориям защитности,

расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

     Основные требования  к  ведению  лесного хозяйства (ст.  12 Основ

лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных  отноше-

ний:  сохранение и усиление экологической функций леса,  повышение его

природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его пород-

ного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

     Нетрудно заметить,  что приоритет в перечне функций отдается  эко

логическим,  лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хо-

зяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения пот-

ребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне

на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на-

оборот) .

     Основные требования ведения леснол) хозяйства,  зафиксированные в

ст.  12 Основ лесного законодательства,  разумеется, относятся не толь

ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют-

ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации.  Эти требо-

вания положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в  со-

ответствии  с  выполняемыми ими экологическими либо экономическими или

культурно-оздоровительным функциями.

     Все леса России по их экологическому ,  экономическому , культур-


                                - 7 -


нооздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное де-

ление  существовало издавна.  Действующее законодательство вновь подт-

верждает его правовое и организационное значение.

     К_1 первой группе _0относятся леса,  выполняющие преимущественно эко-

логические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные,

санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных-

национальных парков.  Данная группа лесов расположена по всей террито-

рии России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполни-

тельными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена

заготовка древесины на основе рубок главного пользования.  Допускаются

рубки ухода за лесом,  санитарные рубки деревьев, если это не противо-

речит целям охраны леса.

     К_1 лесам второй_0 группы относятся лесные  массивы  с  высокой  плот

ностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где ле-

са недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен-

но эксплуатационное значение.  В соответствии с принципом неистощител-

тости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в  лесах  данной

категории ведется на основе расчетной лесосеки.

     В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека  опреде-

ляется  как  норма подлежащей вырубке древесины.  Это не совсем точно.

Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том,  что норма ежегодной вы-

рубки  исходит  из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины

по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древе-

сины,  в  рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для

сохранения этого количества на следующий год.

     _1Лесами третьей  группы_0  считаются  леса многолесных районов,  где

площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса

имеют преимущественно эксплуатационное значение.  Они в основном пред-

назначены для удовлетворения потребностей в  древесине  народного  хо-

зяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею

пространства выполняет важные экологические функции.  Среди них прежде

всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении

кислородного запаса атмосферы.

     В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены

_1особо охраняемые участки леса _0с ограниченным режимом  лесопользования.

В  лесах  первой группы - это леса заповедников и национальных парков,

городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй

и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо цен-


                                - 8 -


ные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и ис-

чезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

     Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства  по

согласованию  с исполнительными органами субъектов Федерации на основе

принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом

рубок  главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному

хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного

хозяйства  по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Фе-

дерации.

     Перевод лесных  земель  в  нелесные в лесах первой группы для ис-

пользования их в целях,  не связанных с ведением лесного  хозяйства  и

пользованием  лесным  фондом,  производится в исключительных случаях с

разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях,

связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприя-

тий по переработке лесной продукции и т.п.), производится с разрешения

государственных  органов  управления лесным хозяйством области,  края,

Москвы и Санкт-Петербурга.


            ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА


     _1Субъектами_0 права землепользования на землях лесного фонда являют-

ся лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхо-

зы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные

хозяйства,  осуществляющие ведение лесного хозяйства.  _1Объектами права

_1землепользования _0служат земельные участки лесного фонда. Причем у кол-

хозов,  совхозов  находится  лесной фонд,  ранее переданный колхозам в

бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорга-

низации  колхоза  (или  совхоза)  в другое формирование ему передается

лесной фонд этого колхоза (или совхоза)

     Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов.

Между ними и центром идет распределение полномочий по совместному  ве-

дению и управлению. Для землепользователей земель лесайго фонда харак-

терно то,  что они наделяются законом полномочиями  вла  дения  лесным

фондом.

     _1Владение _0- одно из правомочий собственника  лесного  фонда,  вклю

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.