Рефераты. Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Предметом договора контрактации или закупки может быть непереработанная сельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрук­ту, овощи, скот, птица, шерсть и т.д. К договорам контрактации или за­купки близки договоры рыболовецких кооперативов, реализующих до­бываемую продукцию. Это договоры на сдачу-приемку рыбы-сырца и морского зверя, предметом которых также является непереработанная продукция — сырье для производства продовольствия.

Переработанная сельскохозяйственная продукция и продовольст­вие реализуются сельскохозяйственными коммерческими организация­ми, перерабатывающими предприятиями, посредническими коммерчес­кими организациями по договорам поставки товаров народного потреб­ления (колбасы, консервы и т.д.) либо договорам купли-продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственной продукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, и продоволь­ствия, кем бы они ни заключались, подчиняются общим правилам Граж­данского кодекса Российской Федерации или о договорах поставки или купли-продажи.

Основные условия договоров, заключаемых сельскохозяйственны­ми коммерческими организациями, определяются по соглашению сто­рон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия пред­писано законом или иными правовыми актами.

По условиям договора закупки сельскохозяйственная коммерческая организация обязана вырастить указанные в договоре сельскохозяйст­венные культуры и продать их потребителю (покупателю) в обусловлен­ном в договоре количестве с соблюдением условий о биологической и товарной сортности. Срок исполнения договора определяется, как пра­вило, не календарной датой, а сроком созревания. В договоре указыва­ется, что хозяйство обязано за 15 дней до созревания урожая известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдаче продукции.

Сельскохозяйственная коммерческая организация обязана соблю­дать все требования технологии при выращивании сельскохозяйствен­ных культур и ветеринарные требования при откорме скота и птицы, про­изводстве молока и т.д.

Включение подобных обязанностей в содержание договора на пер­вый взгляд кажется само собой разумеющимся. Выполнение этих усло­вий прямо влияет на здоровье людей. На практике, особенно в годы с Неблагоприятными погодными условиями, сельскохозяйственные ком­мерческие организации нередко допускают передозировку минеральных Удобрений или гербицидов, что является грубым нарушением условий Договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться от приемки ^кой продукции. Если же предметом договора является биологически чистая продукция, то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных для человека веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции является нарушением условий договора.

Потребитель (покупатель), обнаруживший при приемке продукции отступление от стандартов по этим условиям, вообще не вправе, с точка зрения административно-правовых норм, обеспечивающих охрану здоровья населения, принимать такую продукцию. Таким образом, как это нередко встречается в хозяйственном законодательстве, реализация прав потребителя (покупателя) по договору является одновременно его административно-правовой обязанностью.

Это пример того, что есть такие сферы хозяйственной деятельности, где использование только экономических методов не может дать необходимого эффекта, так как они не адекватны решаемым проблемам. В подобных случаях единственным решением является применение адми­нистративных методов государственного контроля за качеством продук­ции, в данном случае — продовольствия.

Основная обязанность потребителя (покупателя) — принять предъ­явленную хозяйством продукцию и оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договор закупки, когда речь идет о заготовках продукции в государственные продовольственные фонды, включается условие об обя­занности потребителя (покупателя) принять у хозяйства не только то ко­личество продукции, которое предусмотрено в договоре, но и всю про­дукцию, предъявленную к сдаче данным предприятием. Приемка такой продукции производится на условиях, указанных в договоре. Плодо­овощная и иная скоропортящаяся продукция продается потребителю (покупателю) по дополнительно согласуемым ценам. Гражданский ко­декс Российской Федерации установил обязанность заготовителя при­нять у хозяйства всю предъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх объ­емов данного договора), если она сдается в течение срока действия до­говора и должна быть принята по месту нахождения хозяйства (п. 1 ст.536).

В последнем случае, когда продукция принимается не в хозяйстве, а в ином месте (на мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), У заготовителя возникает не только обязанность принять продукцию, но и отсутствует право отказаться от нее, если продукция соответствует ус­ловиям договора закупки и хозяйство не нарушило условий о сроках сдачи продукции.

Эта особенность закупки отличает ее от общих правил купли-прода­жи, предусмотренных, в частности, ст. 484 Гражданского кодекса, где указано на возможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Для хозяйства выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а для потребителя (покупателя) — наоборот, так как все возможные по­тери и убытки во время транспортировки несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ее приемки — заготовитель, а до приемки — хозяйство).

Действующие правила дают сторонам возможность согласовать место приемки в договоре. Если же в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством, то обязанность ее вывоза лежит на потре­бителе (покупателе).

Цена в договорах закупки определяется по правилам, установлен­ным Методическими рекомендациями по расчету и индексации гаранти­рованных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для го­сударственных нужд, одобренными Министерством экономики Россий­ской Федерации 9 октября 1995 г.

Во-первых, при закупке и поставке сельскохозяйственной продук­ции для государственных нужд применяются государственные закупоч­ные цены, обеспечивающие возмещение материальных затрат и получе­ние дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для рас­ширенного воспроизводства. Он устанавливается ежегодно Правитель­ством Российской Федерации по согласованию с органами исполнитель­ной власти и представителями общественных объединений, выражаю­щих интересы товаропроизводителей.

Во-вторых, в современном законодательстве содержится ряд поло­жений о квотах для товаропроизводителей на закупку сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.

В-третьих, материально-правовые нормы, сформулированные в спе­циальных актах, предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет о регулировании Правительством Российской Федерации ч органами исполнительной власти субъектов Федерации цен: закреплением нормативного соотношения между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из нее продукции, а также предельного Размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую для государственных нужд.

При закупках сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд применяется авансирование сельскохозяйственных предприятий в размере до 50% цены договора.

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания  сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

По законодательству о производственно-техническом обслужива­нии сельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществления можно выделить следующие разновидности договоров:

на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями;

на агрохимическое обслуживание;

на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мели­оративных сетей;

на полив сельскохозяйственных культур;

на высокоэффективное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях.

Наибольшее применение и распространение в практике сельскохо­зяйственных коммерческих организаций, а ранее — колхозов и совхо­зов, получил договор на производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключении таких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых ус­ловий договоров могут быть включены и дополнительные права и обя­занности сторон.

По законодательству производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техничес­кими предприятиями опосредовалось одним договором, несмотря на раз­нообразный характер действий. Таким договором является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого объеди­нены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-тех­ническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров.

Из названных отношений определенная самостоятельность и из­вестное единство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее действий — ремонт, Механизированные работы, техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на их разнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере как однородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию (первая группа) — ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техничес­кое обслуживание машинно-тракторного парка, оборудования животно­водческих ферм и нефтехозяйств, специализированные механизирован. ные работы регулировались Положением о порядке заключения и испод. нения договоров по производственно-техническому обслуживанию кол­хозов, совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договором на выполнение указанных работ'.

Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями по агрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Возникающие здесь отношения регули­руются на основе Положения о порядке заключения и исполнения дого­воров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрай­онными) производственными объединениями по агрохимическому об­служиванию сельского хозяйства предприятиями и организациями сис­темы Союзсельхозхимия и Типовым договором2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.