Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем договора контрактации и не употребляет само понятие этого договора как правового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реализуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.
Расширение хозяйственной и юридической самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций связано с созданием системы государственного регулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на формирование сети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночной аграрной экономики.
Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, создать альтернативные каналы реализации продукции, упростить процедуру поиска продавца и покупателя; во-вторых, установить систему ценового паритета между сторонами договоров закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данная функция Договора достаточно полно отражена в ценовой политике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в определенной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций уровень паритета.
Одновременно с помощью договора обеспечивается постепенный переход к минимальным гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996—2000 гг. предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного производства, а также уровень доходности, достаточный для воспроизводства. Тем самым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов и органов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой и установлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.
Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.
Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.
Главная особенность субъектного состава этого обязательства состоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.
Вторая сторона договора закупки и поставки — потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.
На рынке продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицензирования на осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средством организации хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и специализированными коммерческими организациями и заключается во исполнение государственного заказа, которым определяется перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).
В настоящее время функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами Российской Федерации. Правовой статус Федеральной продовольственной корпорации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1121 “О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков”'.
Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальной правоспособностью, обладает правами и обязанностями, которые связаны с формированием и организацией продовольственных фондов, осуществлением товарных операций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия, размещением на конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции ц продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов товарных интервенций.
В круг основных задач государственных заказчиков входят:
— выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
— определение конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок и поставок продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
— согласование с потребителями (покупателями) ассортимента объемов и сроков поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Государственные заказчики гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам и в сроки, которые определены договорами.
Статьи 535—538 ГК РФ содержат нормы, посвященные договорам контрактации. Вместе с тем в Гражданском кодексе нет упоминания о договорах закупки. Представляется, что содержание договоров контрактации и закупки весьма близко: они оба ориентированы на специфический субъектный состав, предмет и особенности прав и обязанностей сторон, учитывая специфику сельскохозяйственного производства.
Договоры контрактации, закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия схожи в том смысле, что они являются двусторонними, возмездными, консенсуальными, опосредующими товарную форму отношений между сельскохозяйственными коммерческими организациями и предприятиями агропромышленного комплекса, с одной стороны, и специализированными коммерческими и некоммерческими организациями различных организационно-правовых форм, функционирующими на рынке продовольствия, с другой стороны. Вместе с тем они отличаются друг от друга по субъектному составу, предмету, сфере действия и т.п.
Договор контрактации, закупки — это обязательство, в силу которого одна сторона — товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское) хозяйство или гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется произвести с соблюдением определенных технологических, агротехнических и экологических требований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта продукция сдается в федеральный и региональные фонды с передачей ее в собственность либо Российской Федерации, либо субъектов Российской Федерации, то законодатель определяет этот договор как закупку. Если же покупатель (заготовитель) приобретает данную продукцию не для государственных нужд, то здесь используется традиционная для нашего права конструкция договора купли-продажи. Другая сторона договора контрактации или закупки — потребитель (покупатель), специализированная коммерческая или некоммерческая организация (хозяйственное товарищество, общество, производственный, потребительский кооператив, другое предприятие, учреждение) обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срок определенную цену.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5