Рефераты. Правовое положение коммерческих банков на территории России p> К коммерческим банкам, допускающим отдельные недостатки в работе и нарушения правил проведения операций, перечисленные ниже, Главные управления Центрального банка РФ, на которые возложен надзор за их деятельностью, имеют право применить следующие меры:
- давать рекомендации руководству банков о возможных путях ликвидации недостатков;
- предъявлять требования учредителям банка о принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей банка;
- направлять в банк своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению;
- вносить на рассмотрение Совета директоров Центрального банка РФ предложения о введении ограничений на проведение банком операций и отзыве лицензии на проведение банковских операций.

Центральный банк РФ может отозвать лицензию на введение банковских операций или ввести ограничения на проведение банком операций в следующих случаях:
- обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия и осуществлена регистрация банка;
- представлении недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредставления требуемых данных;
- задержки начала деятельности банка более чем на один год с даты регистрации устава;
- осуществлении банком операций, выходящих за пределы предоставленной ему лицензии;
- обнаружении других нарушений, предусмотренных статьей 33 Закона РФ "О
Центральном банке РФ (Банке России)". Об этом, в частности, может свидетельствовать систематическое несоблюдение коммерческим банком установленных Центральным банком РСФСР экономических нормативов и норм депонирования средств в фонде регулирования кредитных ресурсов банковской системы РФ, нарушение правил ведения бухгалтерского учета или при запущенности бухгалтерского учета;
- выявлении нарушений банком требования антимонопольного законодательства
РСФСР (например, превышение доли в 35% уставного капитала банка одним из его участников; решение Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур о монопольном положении коммерческого банка в кредитной системе РСФСР);

- признании банка неплатежеспособным (банкротом).

11) "Хозяйство и право", #1, 1994г.

ГЛАВА 3

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков

Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно- кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей.

Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.

Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регилирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные
(экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков.
При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:
- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;
- ограничение на открытие филиалов и отделений;
- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;
- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком России и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка России в необходимых масштабах и с нужной периодичностью. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии6 уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка
России с коммерческими банками: Центральный банк России не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков.

В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно- кредитной политики, проводимой Центральным банком России,должны являтся:
- установление минимальных резервных требований;
- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);

- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ;
- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально допустимым размером уставного капитала банка и предельным соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска.

Руководствуясь необходимостью обеспечения интересов клиентов коммерческих банков для поддержания стабильности функционирования банковской системы Центральный банк России установил с 1 марта 1994 года минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков в сумме 2 миллиардов рублей и ввел поквартальные коэффициенты корректировки минимального размера уставного фонда, рассчитанные на базе среднеквартального соотношения между российским рублем и ЭКЮ (европейской валютной единицей) с тем, чтобы обеспечить уровень минимальной суммы уставного фонда регистрируемых банков в эквиваленте 1 миллион ЭКЮ.

Действующие коммерческие банки с уставным фондом не менее 100 миллионов рублей и вновь создаваемые коммерческие банки обязаны принять меры к увеличению своих собственных средств (капитала) к 1 января 1999 года до размера , эквивалентного 5 миллионам ЭКЮ, то есть до минимального размера, позволяющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала.

Центральный банк России разрешает создание банков с ограниченным кругом совершаемых операций, имея в виду, что такие банки не могут вести расчетные, текущие счета как физических, так и юридических лиц, привлекать средства физических, юридических (кроме банков) лиц на срок менее 1 года.
Минимальный размер уставного фонда для вновь регистрируемых банков с ограниченным кругом совершаемых операций с 1 марта 1994 года устанавливатся в сумме 500 миллионов рублей при ежеквартальной корректировке минимального размера уставного фонда с тем, чтобы эта сумма была эквивалентна 250 тысячам ЭКЮ.

До 1 января 2001 года банки с ограниченным кругом совершаемых операций должны увеличить размер собственных средств (каптала) до размера, эквивалентного 1 миллиону ЭКЮ.

12) Лаврушина О.И."Банковское дело", 1992г.

Нормативом достаточности капитала банка является соотношение капитала банка и активов с повышенным риском (кредиты банкам, краткосрочные ссуды, факторинговые операции, долгосрочные ссуды, лизинговые операции, бумаги акционерных обществ и предприятий, приобретенные банком, просроченная задолженность).

Данный норматив является оценочным и рекомендуется коммерческим банкам для расчета при регулировании их активных операций с точки зрения достаточности капитала. Значение данного норматива рекомендуется поддерживать на уровне не ниже 0,1.

Значение этого же норматива применительно к активам свободным от риска
(касса, средства на корреспондентском счете) и активам с минимальным риском
(ценные бумаги правительства, ссуды правительства, финансированные государственные капитальные вложения) на уровне не ниже 0,15.

Для обеспечения необходимого уровня ликвидности коммерческих банков
Центральный банк РФ устанавливает следующие нормативы ликвидности их балансов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.