Рефераты. Правовая охрана и защита прав и законных интересов человека, общества, государства от воздействия не...

Таким образом, на уровне федерального законодательства допущено существенное нарушение международных и конституционных принципов в сфере охраны детства: приоритетной государственной защиты прав и законных интересов детей; равенства всех перед законом; единства законности; недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы гражданина.

В условиях ухода государства от решения на федеральном уровне наиболее острых проблем охраны детства вызывает тревогу перспектива принятия разработанного в настоящее время в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ проекта федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Этот законопроект устанавливает правовые принципы, стандарты и механизмы правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В его основу положены нормы Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, гарантирующие свободу слова, творчества и массовой информации, свободы в выборе и доступе к информации взрослой аудитории при условии оптимальной защиты детей от деструктивного информационного воздействия.

Законопроект призван реализовать основные принципы государственной политики в сфере защиты детей от негативной информации, закрепленные на уровне международных стандартов:

1. принцип приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты;

2. признание допустимости и правомерности ограничения в этих целях конституционных прав и свобод физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают в противоречие с правами и законными интересами детей, нарушают их физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность;

3. признание права ребенка на информационную безопасность: на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию;

4. признание правомерности установления в интересах защиты национальной безопасности и общественной нравственности абсолютного запрета на использование средств массовой информации, компьютерных сетей и других носителей информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, осуществления экстремистской деятельности, пропаганды порнографии, наркотических средств и психотропных веществ, культа насилия и жестокости, а также для распространение иной информации, оборот которой запрещен федеральными законами (например, злоупотребление изображением и голосом ребенка в эротических целях , распространение конфиденциальных сведений о ребенке без его согласия и согласия его законных представителей );

5. учет при формировании государственной информационной политики в целях защиты и гармоничного развития детей российских традиций и культурных ценностей ;

6. признание приоритета над запретительными мерами превентивных мер защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.

Международная и зарубежная законодательная практика неуклонно придерживается принципа допустимости и правомерности ограничения общих прав физических и юридических лиц, когда это необходимо: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, в том числе в случаях, когда они вступают в противоречие с законными интересами детей . Помимо общих принципов разрешения коллизии прав и свобод граждан в информационной сфере, международное право закрепляет специальные стандарты оборота разных видов информации и ограничения на их распространение среди несовершеннолетних. Так, в Рекомендациях № R (97)19 Комитета Министров странучастниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г. и № R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание от 22 апреля 1989 г., сформулированы ограничения (особенно в целях защиты детей) для распространения указанных аудиовидеозаписей, а также поощряющих прием наркотиков, допускается введение запрета на: а) коммерческое распространение или предложение таких аудио видеозаписей несовершеннолетним; б) коммерческое распространение или предложение поставок, за исключением продаж, осуществляемых строго в отсутствии несовершеннолетних; в) на их распространение; г) торговлю ими по почте, поскольку "это может оказать вредное воздействие на физическое, психическое или нравственное развитие общества, в особенности молодежи.

Конвенция о правах ребенка, признавая в статье 17 важную роль СМИ в обеспечении доступа ребенка "к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка", ориентирует государства на поощрение разработки "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию...". Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. ориентируют СМИ на сведение "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием", требуют "избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме". В то же время статья 13 Конвенции о правах ребенка, провозглашая "право ребенка свободно выражать свое мнение", включающее "свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода", устанавливает, что его осуществление может подвергаться некоторым ограничениям, которые необходимы для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Приведенные международноправовые принципы и нормы в целом инкорпорированы в отечественной правовой системе (ст. 4 ФЗ "О средствах массовой информации", Основы законодательства РФ о культуре, ст. 16, 16.1 и 20 ФЗ "О рекламе" и др.). Сохранение нравственности, духовности российского общества, обеспечение физической, духовной и информационной безопасности детей официально признаны важнейшими объектами национальной безопасности России. Согласно Концепции национальной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ , обеспечение национальной безопасности государства включает в себя защиту культурного, духовнонравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления. Вместе с тем, введение на законодательном уровне указанного и иных запретов и ограничений на распространение деструктивной информации до сих пор остается декларативным, не сопровождается должной правовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими и физическими лицами, установлением мер юридической ответственности за их нарушение.

Целью законопроекта, с точки зрения юридической, является реализация норм статьи 14 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающей принятие органами власти РФ мер "по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе... от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение", а также установление на законодательном уровне нормативов распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования.

Законопроект регулирует отношения, складывающиеся по поводу охраны и защиты здоровья, нормального развития, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей, прав и законных интересов детей при обороте информации, наносящей вред их социальному, духовному и нравственному благополучию. Он должен применяется в отношении любых физических и юридических лиц, занятых оборотом информационной продукции на территории России. Действие закона распространяется на оборот информации, предназначенной для распространения среди детей или неограниченного круга лиц, независимо от способа ее фиксации, содержащейся на: любых видах печатных, кино аудио или видеоносителей; в СМИ (включая информацию, распространяемую через телекоммуникационные сети открытого доступа, в том числе по кабельным телевизионным сетям); на компьютерных информационных носителях; а также на оборот любых видов рекламной информации; информации, распространяемой посредством публичных зрелищных мероприятий, игр и игрушек.

Представленный законопроект предусматривает правовые механизмы, позволяющие применить на практике закрепленные в нем следующие концептуальные подходы к обеспечению эффективной защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию:

дифференцированный подход в обеспечении информационных прав и свобод несовершеннолетних и их "информационной безопасности" в зависимости от возраста детей  потребителей информационной продукции и вида такой продукции путем установления на уровне федерального законодательства возрастной классификации информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей, и введения различных (по объему возрастных ограничений) требований к содержанию информационной продукции, разрешенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних (соответственно законом вводятся 5 возрастных категорий информационной продукции: "Универсальная", "С 6ти лет в присутствии родителей", "С 12ти лет", "С 16ти лет", "С 18ти лет");

дифференцированный подход в соблюдении "информационной свободы" взрослых лиц и обеспечении на уровне федерального законодательства "информационной безопасности" несовершеннолетних посредством: а) установления критериев отнесения информационной продукции к возрастной категории "Старше 18 лет", б) регламентации законом доступного для детей времени вещания (период с 7 до 22 часов по местному времени), в) введения временного водораздела в трансляции "взрослых" передач, распространение которых среди детей запрещено;

дифференцированный подход к регулированию порядка распространения среди несовершеннолетних разных видов информационной продукции, способной нанести вред их здоровью и развитию, посредством регламентации мест ее реализации и предъявления специальных требований к ее оформлению;

комплексный подход к защите детей от вредной информации, предполагающий: а) охват сферой действия названного законопроекта всех видов информационной продукции; б) регулирование на законодательном уровне требований к содержанию и порядку оборота информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних; в) установление мер контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о защите детей от вредной информации и мер юридической ответственности(дисциплинарной, гражданскоправовой, административной и уголовной) для должностных, юридических и физических лиц, виновных в нарушении таких требований; г) одновременное внесение, помимо специального федерального законодательного акта, пакета поправок к ряду действующих федеральных законов в целях их приведения в соответствие с международноправовыми принципами и нормам в сфере защиты детей, создания комплекса правовых гарантий информационной безопасности несовершеннолетних, восполнения пробельности в этой части действующего законодательства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.