Рефераты. Право международной безопасности

Однако весь этот опыт пока нашел свое освещение в ряде газетных статей, в немногочисленных выступлениях участников практической конференции, посвященной 10-летию участия МВД России в миротворческих миссиях ООН и в материалах юбилейного справочного сборника «На службе мира» (под редакцией начальника Главного управления кадров МВД России генерала-лейтенанта внутренней службы Стрельникова А.А.- Воронеж, 2002). Сейчас готовится к выпуску новый дополненный и расширенный вариант данного справочника, который, на наш взгляд, должен сыграть немаловажную роль в пропаганде и распространении опыта миротворцев в локализации межнациональных конфликтов.

Межэтническая ситуация в отдельных регионах России (прежде всего на Кавказе) и в странах ближнего зарубежья настоятельно требует от нас всестороннего освещения и внедрения накопленного российскими миротворцами и их коллегами из зарубежных стран передового опыта.

В связи с этим, следует обратить внимание на ряд организационных аспектов направленных на разрешение проблемы локализации межнациональных конфликтов с участием российского контингента международной полиции ООН.

Международные миротворческие полицейские контингента стали важнейшим инструментом реализации решений ООН. Выполнение наблюдательной функции и непосредственно полицейской работы на местах в сочетании с подготовкой местных полицейских офицеров дает значительный положительный эффект.

Определенный интерес в этой связи представляет опыт отдела Гражданской полиции, который был выделен в качестве обособленного подразделения Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) Штаб-квартиры ООН в г. Нью-Йорке в 2000 году. В задачи этого подразделения входит:

- оказание консультативной помощи странам-участницам ООН по полицейским миротворческим вопросам и в подготовке миротворцев;

-        организация управления полицейскими миссиями;

-        планирование разворачивания новых миссий.

Сейчас в отделе работают 16 офицеров полиции из 13 стран мира, в том числе из России, осуществляя различную деятельность по полицейскому миротворчеству ООН. Все они направлены в это подразделение правительствами своих стран и прошли жесткий конкурсный отбор в системе ООН. В последние годы концепция полицейской миротворческой деятельности претерпела значительные изменения. Если раньше усилия международной полиции ООН в основном сосредоточивались на наблюдении за работой местной полиции и контроле за соблюдением прав человека, то теперь прерогативы отданы правоприменительной и консультативной деятельности. Сейчас более восьми тысяч полицейских из 77 стран мира несут службу в девяти миссиях ООН.

Поскольку принятие любого решения Секретариатом ООН требует соблюдения специальной процедуры, в которую входит получение различного рода согласований и подписей, работа сотрудника отдела является не столько полицейской, сколько дипломатической.

Так, один из самых сложноразрешимых вопросов - это определение перечня стран, которые примут участие в той или иной миссии. Список государств обсуждается на всех уровнях, и решающее слово здесь принадлежит политикам. При этом анализируется буквально все - от опыта участия страны в полицейских миротворческих миссиях до возможной реакции соседних государств на размещение в миссии полицейских той или иной национальности. Это важный аспект, в котором опыт наших представителей может оказать неоценимую услугу в деле локализации межнациональных конфликтов.

Следует отметить, что знание компьютера является одной из составляющих успеха в миротворческих миссиях, наряду со знанием английского языка, вождением автомобиля и отличным владением оружием. Ни один сотрудник не обходится без компьютера. Ведь, как уже давно известно - тот, кто владеет информацией - тот владеет миром.

Любая миротворческая миссия отличается сложной психологической нагрузкой, которую испытывают принимающие в ней участие сотрудники полиции. Они нередко сталкиваются с различными психологическими и социальными проблемами, которые влияют на их здоровье, официальный имидж и личное благополучие.

В целях оказания соответствующей помощи в рамках гражданской полиции ООН в Косово был создан специальный отдел - Группа психологической поддержки. Советники Группы призваны оказывать членам миссии необходимую помощь в столь часто возникающих в процессе прохождения службы в миссии стрессовых ситуациях. Они также работают над созданием положительной социально-психологической атмосферы как в целом в миссии, так и внутри каждого контингента.

В миссии имеется достаточное количество советников, способных удовлетворить потребность всех сотрудников, в том числе, и по личным вопросам. Преимущественно, советниками являются носители английского языка либо лица, хорошо владеющие им и подготовленные для работы с пациентами с эмоциональной неустойчивостью. Обычно, советники осуществляют психологическую поддержку членов миссии путем их вовлечения в работу над существующей или развивающейся проблемой.

Они дают возможность сотруднику поговорить о проблемной ситуации и совместно найти решение, инициируя, тем самым, процесс психологической самопомощи. Абсолютно необходимым условием работы советников является конфиденциальность и тактичность, а также доступность и способность консультировать по широкому кругу проблем. Вместе с тем, советники не являются психиатрами, и в случае выявления психопатологических симптомов они привлекают к работе с пациентом соответствующих врачей-специалистов.

Для достижения максимальной эффективности работы советников по поддержке сотрудников миссии предусмотрено тесное сотрудничество с руководителями контингентов, руководящим составом миссии и другими заинтересованными лицами.

Иллюстрацией работы группы может служить ситуация, возникшая в апреле 2002 года, когда в результате массовых беспорядков в регионе Митровицы на территории Косово после применения демонстрантами против полиции огнестрельного оружия и ручных гранат одновременно пострадали 20 международных полицейских. Пострадавшие были эвакуированы в военный госпиталь с ранениями различной степени тяжести и отчетливыми проявлениями перенесенной психотравмы. Прибывшие в госпиталь через два часа советники группы в течение последующих трех суток провели с ними комплекс психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, позволивших избежать развития посттравматических стрессовых расстройств и вернуть в строй всех пострадавших полицейских.

Среди международных миротворческих миссий Организации Объединенных Наций с участием полицейских, в которых принимали участие сотрудники российской милиции, особо следует остановиться на миссии ООН в Косово, которая была организована в соответствии с резолюцией Совета Безопасности №1244, подписанной 10 июня 1999 года. В ней был признан факт продолжающегося насилия в отношении населения Косово и необходимость предпринять усилия международного сообщества по изменению ситуации. Генеральным Секретарем ООН и ранее отмечалось, что на момент открытия миссии Косово находилось в состоянии войны со всеми вытекающими из этого последствиями. Положение, не соответствующее статусу мирного времени и законности в Косово, репрессии и насилие в то же время признавались в отдельных документах правительства Сербии.

В соответствии с п. 3 Резолюции Совета Безопасности №1244, все военные, военизированные и полицейские силы Сербии были выведены с территории края Косово, местным организациям были предоставлены очень ограниченные права, специально оговоренные в приложении к Резолюции Совета Безопасности. Таким ~ образом, никаких официальных правоохранительных сил на территории Косово не осталось. Данная ниша должна была быть заполнена как можно скорее.

В провинции организовалось несколько относительно самостоятельных структур, находящихся под общим руководством Специального Представителя Генерального Секретаря ООН. Поскольку первой и основной задачей миссии на начальном этапе было прекращение насилия и обеспечение правопорядка, наиболее многочисленными подразделениями Миссии ООН в Косово стали КФОР (международные силы безопасности, состоящие из военных контингентов отдельных стран) и международная полиция. Общие положения мандатов обеих структур обозначены в ст. 9 и 11 Резолюции Совета Безопасности № 1244.

Среди остальных, одними из наиболее важных задач сил безопасности названы:

разоружение всех нелегальных вооруженных формирований;

поддержание общественного порядка и спокойствия до передачи этой функции гражданской (международной) полиции;

соответствующая поддержка международного гражданского персонала на территории миссии;

охрана границ;

обеспечение охраны международного персонала ООН и других международных организаций.

Полномочия полицейских сил в основном сведены к следующему:

поддержание гражданского мира и правопорядка;

обеспечение соблюдения законов;

мониторинг соблюдения прав человека.

Для осуществления данных полномочий на первоначальном этапе было предусмотрено введение на территорию миссии международного полицейского персонала. Следующим этапом решения задач, поставленных Резолюцией Совета Безопасности ООН, было формирование местной полиции из жителей Косово, прошедших отбор и специальную подготовку сроком около 3 месяцев. Около 90% личного состава местной полиции не имело предыдущего опыта работы. Таким образом, основная нагрузка по охране правопорядка легла на плечи международной полиции.

Структура полиции, подчиненной Комиссару, назначаемому специальным решением, была сформирована следующим образом:

международная гражданская полиция;

подразделения специальной полиции для борьбы с массовыми беспорядками;

3. международная пограничная служба.

В соответствии с повышенной сложностью поставленных задач и, исходя их соображений безопасности личного состава, Генеральной Сессией ООН, впервые в истории миротворческих миссий, было принято решение о вооружении международного полицейского персонала. С этого времени никаких изменений статуса миссии в Косово и ее основных подразделений не происходило. Международная полиция Миссии ООН в Косово стала выполнять полный набор правоохранительных функций, и фактически заменила собой подразделения внутренних дел и безопасности на территории Косово.

Несмотря на достаточно большое количество времени, прошедшего с момента введения международного присутствия в регионе, ряд безусловно положительных изменений, ситуация в Косово остается взрывоопасной и события порой развиваются по непредсказуемому сценарию. Данный факт отмечается во многих документах ООН. Так, в отчете специальной Миссии СБ ООН по оценке усилий по поддержанию мира и стабильности в Косово признается, что миссия столкнулась со значительными трудностями в осуществлении предписаний Резолюции Совета Безопасности и что вопреки усилиям международного персонала насилие в регионе полностью не остановлено.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.