Рефераты. Право международной безопасности

Право международной безопасности

Право международной безопасности


План


Вступительная часть

1. Понятие и источники права международной безопасности.

2. Универсальная система коллективной безопасности.

3. Региональные системы коллективной безопасности.

4. Участие российских полицейских сил в миротворческих операциях

5. Согласительные (политические) средства разрешения международных споров.

6. Судебные средства разрешения международных споров.

Заключительная часть


Литература:


I. Основная:


Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова – М.: Межд. отношения, 2003.

Международное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2005.

Международное публичное право: Учебник. Издание 2-е, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: Проспект, 2004.

Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М.: БЕК, 2001. Гл. 11-12.

Международное право. Вопросы и ответы. Учебное пособие / Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. - М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002.

Североатлантический договор (1949 г.), Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (1992 г.), Устав организации американских государств // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 1999. Т. 2.

Устав ООН // Международное право. Сборник документов. – М:  Юридическая литература, 2000. С. 111-134.

Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по удержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 26.


II. Дополнительная:


Деханов С.А. Право и сила в международных отношениях // Московский журнал международного права. 2003. № 4. С. 38-48.

Карпович О.Г. Мирное разрешение международных споров в рамках ОБСЕ // Юрист. 1998. № 8.

Карпович О.Г. Сотрудничество и взаимодействие ОБСЕ с ООН, европейскими и трансатлантическими организациями по обеспечению безопасности в Европе // Юрист. 1997. № 11-12.

Мовчан А.П. Международный правопорядок. – М., 1996.

Николаева Л.А., Соловьева А.К. Юрисдикция судов межгосударственных объединений по разрешению публично-правовых споров // Журнал российского права. 2000. № 11.

Панкратов В.Д, Маковик Р.С. Операции ООН по поддержанию мира (некоторые проблемы и пути их решения) // Право и политика. 2001. № 5. С. 79-85.

Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. – М., 1997.

Шаповалов А. Дарфурский узел. В Судан прибывают многонациональные силы для наведения порядка // Российская газета. 14 авг. 2004.

Мухин В. Примером станет Севастополь. На зарубежных военных объектах Вооруженных сил РФ формируется система антитеррористической безопасности // Наша газета. 28 сент. 2004.


Введение


Интересы международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения любых войн. Сегодня при рассмотрении международных споров необходимо использовать исключительно политические средства, допускаемые международным правом. В этой связи основная роль международного права не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Особая роль в международном праве принадлежит праву международной безопасности.

Цели лекции: рассмотрение международно-правовых средств обеспечения мира и предотвращения войны, вопросы коллективной безопасности, разоружения, ограничения вооружений, неприсоединения, нейтралитета; содержания, роли и значения форм мирного урегулирования международных споров: переговоров, консультаций, добрых услуг,  посредничества, следственных и согласительных комиссий, третейских судов, рассмотрение споров в органах ООН (Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности), региональных международных организациях, Международном Суде ООН.


1. Понятие и источники права международной безопасности


Право международной безопасности в широком смысле: система общепринятых и специальных норм и принципов, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической, продовольственной, информационной  безопасности, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире; в узком смысле - совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение возникновения войны и пресечение актов агрессии.

Право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, территориальной целостности и нерушимости границ, а также на ряд отраслевых: принцип равенства и одинаковой безопасности, ненанесение ущерба, безопасности государств.

Источники:

1. Устав ООН.

2. Договоры, сдерживающие гонки ядерных вооружений в пространственном отношении: Договоры: Об Антарктике 1959 г., О нераспространении ядерного оружия 1968 г., О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Тлателолко 1967 г.), О безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга 1985 г.).

3. Договоры, ограничивающие наращивание вооружения в количественных и качественных отношениях: Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений 1993 г.

4. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предусматривающие их уничтожение. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.

5. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Соглашение о  линии прямой связи между СССР и США 1963, 1971. Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет с подводных лодок 1988 г.

2. Универсальная система коллективной безопасности


Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена "принимать эффективные меры для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира" (п.1 ст. 1 Устава ООН).

Устав ООН подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер:

мирное разрешение международных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV);

запрещение применения силы или угрозы силой (п.4 ст. 2);

осуществление широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст. 1, гл. IV, IX);

ограничение вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).

И только если эти предупредительные меры не принесут положительных результатов,  принимаются меры принудительного характера:

временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет необходимыми или желательными (ст. 40);

меры, не связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений);

меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора и восстановления международного мира и безопасности (ст.42).

При этом  только Совет Безопасности "определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности" (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п.6 ст.2).

В рамках ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции в отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 г. (экономические и финансовые), Югославии в 1991-1996 гг. (экономические), Ливии в 1992-1996 гг. (экономические и по поставкам оружия), Сомали в 1992 г. (по поставкам оружия) и др.

В рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

В отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР, которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности), последовательно принял следующие резолюции:

от 25 июня о признании КНДР агрессором;

от 27 июня с призывом к членам ООН оказать Южной Корее военную помощь;

от 7 июля о предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права именоваться войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).

В результате трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь была граница между двумя корейскими государствами по 38-й параллели. Войска США до сих пор находятся в Корее.

Для пресечения агрессии Ирака против Кувейта, развязанной 2 августа 1990 г., освобождения территории Кувейта и принятия дополнительных мер с целью недопущения агрессии Ирака в будущем Совет Безопасности ООН последовательно принял следующие резолюции:

660 о констатации нарушения Ираком международного мира и безопасности с требованием немедленного вывода иракских войск из Кувейта;

661 об установлении экономических санкций против Ирака;

665 и 670 об установлении морской и воздушной блокады Ирака; 678 с требованием освободить все захваченные территории, выполнить все ранее принятые резолюции.

В случае невыполнения этих требований Совет Безопасности уполномочивал многонациональные  вооруженные силы (Англии, США, Франции, с использованием военных баз Турции и Саудовской Аравии) "использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 и все последующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом районе" (делегация СССР при голосовании воздержалась).

Впервые в международной практике государств Совет Безопасности предоставил Ираку так называемую "Паузу мира" с 29 ноября 1990 г. до 15 января 1991 г. для добровольного выполнения им упомянутых резолюций. Однако Ирак не выполнил требования Совета Безопасности ООН, и в течение 100 ч. его вооруженные силы были разгромлены объединенными войсками стран антииракской коалиции под командованием американского генерала Шварцкопфа. В обоих случаях агрессоры (КНДР и Ирак) подавлялись от имени всего международного сообщества по ст. 42 Устава ООН. В первом случае все расходы несла ООН, во втором случае - государства антииракской коалиции без использования флага ООН.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.