Рефераты. Опыт государственного регулирования на Украине (контрольная)

Согласно линейному способу, годовая сум­ма начисленных амортизационных отчислений определяется по первоначальной (восстанови­тельной) стоимости объекта основных средств с учетом нормативного срока службы этого объекта. В результате накопленный износ равномерно увеличивается и так же равномерно уменьшается остаточная стоимость основных средств.

Учитывая неустойчивость развития бело­русской экономики, характеризующейся высоки­ми темпами инфляции, наряду с переоценкой основного капитала, приходится использовать и другие инструменты, в том числе нелинейный метод, который состоит в неравномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение нормативного срока службы объекта основных средств или нематериальных активов. При нелинейном способе основой начисления выступает не срок полезного использования, т.е. период, в течение которого начисляется аморти­зация основных средств и их использование при­звано приносить доход и служить для целей орга­низации, а нормативный срок службы.

Применение сроков полезного использова­ния при внедрении нелинейных способов начис­ления амортизации представляется нецелесооб­разным по следующим причинам:

несмотря на высокий процент изношенно­сти основных средств, необходимые условия для такого резкого перехода еще не созданы;

происходит двойной учет морального из­носа;

отечественные предприятия пока не спо­собны оперативно и адекватно адаптироваться к нормальному функционированию в новых усло­виях (переход от нормативных сроков службы к срокам полезного использования);

резкое увеличение себестоимости продук­ции за счет увеличения амортизационных отчис­лений чревато резким снижением прибыли и ухудшением экономических показателей финан­совой устойчивости предприятий и организаций. Рост же может обернуться для хозяйствующего субъекта потерей конкурентных позиций на рын­ке, а в конечном счете - банкротством.

С учетом изложенною наиболее нецелесообразным н экономически эффективным для бело­русской экономики в нынешних условиях пред­ставляется применение нормативных сроков службы. Следует отметить, что хозяйствующие субъекты при этом не лишаются права приме­нять сроки полезного использования в рамках нормативных сроков службы, а также возмож­ности выбора методов и способов начисления амортизации.

Увеличение амортизационных отчислении в любом случае приведет к снижению налогооб­лагаемой базы, а следовательно, к уменьшению отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. При этом возможны два варианта разви­тия событий. В первом случае применение по­вышенных норм амортизации приведет к увели­чению ее доли в структуре себестоимости (при условии, что сама себестоимость останется не­изменной), а следовательно, к снижению долей других элементов структуры или хотя бы одно­го из них, например, такого элемента, как расхо­ды на оплату труда, вследствие чего произойдет снижение фонда оплаты труда как налогообла­гаемой базы и соответственно к значительному уменьшению отчислений в фонд социальной за­шиты населения, фонд занятости, а также раз­мера чрезвычайного налога.

В другом случае увеличение амортизаци­онных отчислений может повлечь за собой рост себестоимости в целом, что в итоге окажет нега­тивное влияние на формирование отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. В этом случае также возможны два варианта: при увеличении себестоимости либо пропорционально возраста­ет цена, либо снижается прибыль. При увеличе­нии цены и условиях конкуренции у предприятия сразу же возникают трудности с реализаци­ей своей продукции, что чревато потерей потре­бителей и рынков сбыта, а в дальнейшем банк­ротством. В таком случае предприятие вообще окажется не в состоянии заплатить налоги. Если же оставить цену неизменной, то придется сни­зить размер прибыли, закладываемой в цену. Это явится свидетельством снижения не только рен­табельности производства, но и размера налого­облагаемой базы и как следствие -отчислений в бюджет и внебюджетные фонды.

Таким образом, приходим к выводу: применение повышенных норм аморти­зации и увеличение в себестоимости амортиза­ционных отчислений экономически неэффектив­но и нецелесообразно. Этот процесс окажет не­гативное влияние на финансовое состояние предприятий и резко сократит суммы отчисле­ний в бюджет и внебюджетные фонды, что не­допустимо на данном этапе развития экономики Республики Беларусь.

В нынешних условиях научно обоснован­ная амортизационная политика и эффективное использование амортизационного фонда приоб­ретают первостепенное значение. Государствен­ная амортизационная политика как важный ин­струмент активизации инвестиционной деятель­ности хозяйствующих субъектов должна быть направлена на приведение системы начисления амортизации и износа основных средств в соот­ветствие с условиями хозяйствования в переход­ный к рыночным условиям период, а в последу­ющем - на повышение эффективности исполь­зования амортизации в качестве основного источника инвестиций в воспроизводство основ­ного капитала.

Однако в условиях нестабильно развива­ющейся белорусской экономики к применению ускоренных методов амортизации надо подхо­дить очень осторожно. В тактическом плане ус­коренная амортизация имеет некоторые, весьма существенные, недостатки: при прочих равных условиях повышаются издержки производства и уменьшаются налоговые поступления на вели­чину разности между обычной и ускоренной амортизацией. В то же время, формируя государ­ственную инвестиционную политику на долго­срочную перспективу, необходимо учесть, что в стратегическом плане стимулы к внедрению но­вых технологий, машин и оборудования посте­пенно приводят к снижению издержек производ­ства (за счет ресурсосбережения и относитель­ной экономии трудовых затрат) и увеличения налогов за счет расширения выпуска конкурен­тоспособной продукции (опыт послевоенного развития ФРГ и Японии). Не случайно во мно­гих странах на протяжении достаточно длитель­ных отрезков времени методы самофинансиро­вания инвестиционного процесса и расширенно­го воспроизводства основного капитала осуществлялись за счет амортизации (так, в на­чале 90-х годов доля амортизации в валовых ин­вестициях в основной капитал составляла в Япо­нии 50, в ФРГ - 64. в США - 70%). Поэтому раз­работка новой, более совершенной амортиза­ционной политики - важнейшая задача, решение которой обеспечит возможность стабилизации экономики страны.

Являясь частью финансово-экономической и инвестиционно-инновационной политики го­сударства, а также важным экономическим ин­струментом, амортизационная политика связана со многими экономическими процессами, про­текающими на микро- и макроуровнях:

•  амортизационные отчисления служат зна­чимым элементом в структуре себестоимо­сти продукции, который влияет на форми­рование цены, прибыли, добавочной сто­имости, воздействуя на формирование на­логооблагаемой базы, а следовательно, и доходов бюджета:

•  амортизация тесно связана с арендными от­ношениями и лизингом через согласование интересов собственников и пользователей:

•  взаимосвязь амортизационного фонда и инфляции:

• вследствие чрезмерной нагрузки инфляци­онного «пресса» на амортизационный фонд происходит его нецелевое использование (на пополнение собственных оборотных средств, на выплату заработной платы);

•  отсутствие четкой амортизационной поли­тики у хозяйствующих субъектов приводит к потере конкурентных позиций на рынке и падению производственных показателей.

Исходя из изложенного представляется, что новая амортизационная политика должна отвечать следующим требованиям:

учета особенностей переходной экономи­ки, а также фактора многоукладности последней;

многофункциональности - недопустимо выполнение только функции накопления амор­тизационного фонда, необходимо также обеспе­чение его сохранности и ликвидности в течение длительного периода;

обеспеченности нормативными докумен­тами, регламентирующими ее реализацию на практике;

научной и практической обоснованности, преемственности и эффективности в условиях развития рыночной экономики.

Необходимо отметить, что за последние годы в Республике Беларусь произошли некото­рые позитивные изменения в рассматриваемой сфере. В настоящее время разрабатывается но­вая амортизационная политика, которая будет внедряться проходить апробацию на практике для получения необходимых результа­тов для дальнейшего совершенствования.

Одним из основных свойств новой амор­тизационной политики является возможность применения предприятиями и организациями выбора различных методов и способов начисле­ния амортизации, что позволит им вырабатывать собственную амортизационную политику, а го­сударству - более эффективно осуществлять ре­гулирование хозяйственных процессов, протека­ющих в экономике, а также воздействовать на происходящие структурные преобразования. Это будет способствовать развитию в стране наукоемких производств, повышению рентабельнос­ти и конкурентоспособности отечественных про­изводителей, расширению рынков сбыта и заво­еванию позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Нынешнее финансовое состояние наших производителей, как известно, далеко не благо­получно. Особенно это касается автомобиле-, тракторо- и станкостроения. Износ основных фондов в этих отраслях составляет более 70%, а их активной части уже приближается к 80%. Естественно, о высокой производительности и конкурентоспособности говорить не приходит­ся, поэтому необходима система неотложных мер, направленная на исправление этой крити­ческой ситуации. Одним из элементов подобной системы является действенная амортизационная политика, которая предусматривает:

•  создание нормативно-правовых и экономи­ческих условий субъектам хозяйствования всех форм собственности для полного ис­пользования собственных финансовых ис­точников воспроизводства основного капи­тала, и в первую очередь амортизационных отчислений;

•  формирование гибкой вариантной системы норм и методов начисления амортизации с учетом финансового состояния, форм соб­ственности, реальных возможностей и по­требностей предприятий;

•  обеспечение индексации амортизацион­ных отчислений и накопленного фонда со­образно темпам инфляции;

•  разработку комплекса мер по аккумулиро­ванию амортизационных отчислений на де­позитных счетах;

•  определение целесообразности перерасп­ределения амортизационных ресурсов между предприятиями одной отрасли, раз­личных отраслей и сфер производства в со­ответствии с экономической конъюнкту­рой, в том числе путем создания рыночных амортизационных ресурсов и формирования соответствующего механизма. [1, 2, 5, 7]

ЛИТЕРАТУРА

 

1.           Воскресенская Л.С. Формирование амортизационной политики предприятия // Вестник, БДЭУ, 2000 № 2.

2.           Дорино Е.Б. Проблемы совершенствования амортизационной политики в условиях перехода к рыночным отношениям // Белорусская экономика, 2000 № 11.

3.           И. Лукинов Механизмы государственного и рыночного регулирования социально-экономических процессов в Украине // Общество и экономика, 1999 № 10-11.

4.           И. Лукинов Стратегические приоритеты и механизмы управляемости современной трансформацией экономики Украины // Общество и экономика, 2001 № 11-12.

5.           И. Панина Новая амортизационная политика // Белорусский банковский бюллетень, 2001 № 31.

6.           Пахомов Д. Об экономических, социальных и цивилизованных аспектах рыночных реформ // Общество и экономика, 2000 № 8.

7.           Тетеринец Т.А. Амортизационная политика: сущность, структура и механизм реализации // Белорусская экономика, 2002 № 1.




Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.