Направление средств государственного бюджета в распоряжение местных органов власти для сбалансирования доходов и расходов их бюджетов, которые бы обеспечили минимально необходимые текущие затраты, не имеет прямого отношения к вопросу наращивания общего и местного бюджетных потенциалов, улучшения экономических показателей их развития. Таким образом закрепляются лишь расхождения в уровнях бюджетной обеспеченности, подрываются стимулы к развитию региональной инфраструктуры, снижается эффективность использования бюджетных средств.
Размежеванию видов расходов между бюджетами разных уровней должно предшествовать четкое размежевание собственности и полномочий между центральными органами государственной власти и органами власти Автономной Республики Крым, областей Украины, городов Киева и Севастополя, а также между последними и районами и городами. Упорядочение взаимоотношений центра и местных органов по вопросам собственности заложит фундамент реальной экономической и финансовой самостоятельности территориальных образований.
Одновременно с целью обеспечения реальной самостоятельности бюджетов следует определить размер доходов соответствующих уровней бюджетной системы, который позволял бы местным советам обеспечивать выполнение возложенных на них функций. Мировая практика распределения доходов в бюджетной системе предусматривает такие направления, как: четкое распределение конкретных доходов и налогов по уровням бюджета; распределение (квотирование) поступлений от налогов путем закрепления за каждым уровнем управления конкретных частей налога в пределах единой ставки налогообложения; установление территориальных надбавок к общегосударственным (федеральным) налогам.
Во-вторых, рост интеллектуального потенциала нации и научно-технологические инновации, применение которых существенно изменяет объемы, структуру и качество производства, рыночного спроса и потребления. В Послании Президента подчеркивается, что Украина сумела сохранить и укрепить в ряде базовых отраслей основной научно-технический и технологический потенциал. Прежде всего, это потенциал самолетостроения, где имеется полный цикл проектирования и производства самолетов. В этой отрасли сохранены не только мощности и кадровый потенциал. На протяжении двух последних лет построены и подняты в воздух три принципиально новых модели самолетов: АН-70, АН-140 и АН-38, которые считаются одними из наиболее перспективных моделей в XXI столетии.
Такие же достижения Украина имеет в ракетно-космической сфере, в которой выполняются международные программы ракетно-космического комплекса морского базирования "Морской старт" и "Глобалстар", где намечается применение украинских ракетоносителей "Зенит" и "Циклон". Осуществляется и ряд других международных проектов. Все это позволит нашей стране стать одной из ведущих стран в космической отрасли. Значительные возможности Украина имеет в отраслях кораблестроения, танкостроения, машиностроения, в частности, в приборостроении, производстве энергетического оснащения и тяжелом машиностроении, в отдельных отраслях черной и цветной металлургии и других.
Однако все эти возможности не используются на достаточном уровне. Как отмечалось в выступлении Президента Украины на научной конференции, проведенной в Киеве 15-16 ноября 2000 г., основные причины кроются в том, что современная модель экономической политики не имеет инновационного направления, не переориентирует производственный потенциал страны на преодоление технологического отставания. Это находит свое проявление в сокращении объемов производства продукции машиностроения, доля которой уменьшилась в структуре промышленности с 30,7% в 1990 г. до 13,8% в 1999 году; искусственном сужении внутреннего рынка, что подтверждается такими данными: с 1993 по 1999 годы доля нашего экспорта в структуре ВВП возросла с 26% до 53%. Это означает, что соответственно (с 74% до 47%) уменьшилась доля внутреннего потребления. В 2000 году эта опасная диспропорция углубилась еще больше. Происходило дальнейшее сокращение объемов финансирования научных исследований и разработок, а также образования. Если в 1992 г. наукоемкость ВВП составляла 1,54%, в 1997 г. - 1,43%, то в 1999 г. - всего 0,9%. За это время затраты из госбюджета на науку сократились с 0,82% до 0,23%. В 2000 г. ситуация еще более тревожная. На образование в 1998 г. было ассигновано 4,4% ВВП, а в проекте бюджета на 2001 год было предусмотрено всего 4%. Устранению этих негативных тенденций должно содействовать воплощение в жизнь закона Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники», подписанного Президентом Украины Л. Кучмой 11 июля 2001 года. Этим законом определены новые правовые, финансовые и организационные основы целостной системы формирования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники в Украине. В статье 7-й Закона определены такие приоритетные направления развития науки и техники на период до 2006 года:
1) фундаментальные исследования по наиболее важным проблемам естественных, общественных и гуманитарных наук;
2) проблемы демографической политики, развития человеческого потенциала и формирования гражданского общества;
3) сохранение окружающей среды и стабильное развитие;
4) новейшие биотехнологии, диагностика и методы лечения наиболее распространенных заболеваний;
5) новые компьютерные средства и технологии информатизации общества;
6) новейшие технологии и ресурсосберегающие технологии в энергетике, промышленности и агропромышленном комплексе;
7) новые вещества и материалы.
Концентрация кадрового потенциала, материально-технических средств и финансовых ресурсов на проведении исследований по этим магистральным направлениям развития науки и техники является первостепенной задачей ученых и практиков различных отраслей народного хозяйства.
В целях научного обеспечения выполнения этой задачи необходимо разработать и внедрить в практику соответствующую систему стимулов, с помощью которой можно будет достичь ускорения научно-технического и общественного прогресса, повышения эффективности работы научных учреждений различных отраслей науки, улучшения стимулирования инновационной деятельности.
В-третьих, осуществление активной аграрной политики, направленной на быстрое преодоление кризисных явлений, обеспечение работы предприятий АПК в рыночных условиях хозяйствования, утверждение Украины в перспективе как государства с высокоэффективным конкурентоспособным сельским хозяйством на базе широкого использования новейших биотехнологий. Это требует принятия и осуществления неординарных социально-экономических решений со стороны государства, проведения активной агропромышленной политики антиинфляционно-созидательного характера. В частности, основными задачами аграрной политики в 2001 году было закрепление достигнутых успехов в реформировании АПК, обеспечение прироста продукции, стабилизация производства в животноводстве, ликвидация убыточности и укрепление финансового положения сельскохозяйственных предприятий.
В Украине на протяжении 2000-2001 годов происходило реформирование аграрных отношений по следующим основным направлениям:
* обеспечение качественных изменений в отношениях собственности и хозяйствования. В этой области первоочередными задачами являются: реформирование земельных отношений, что является важнейшей проблемой в их трансформации; реформирование коллективных сельскохозяйственных предприятий; развитие и укрепление личных крестьянских хозяйств; дальнейшее развитие фермерских хозяйств; реформирование имущественных отношений.
* создание надлежащей рыночной среды и обеспечение всестороннего развития инфраструктуры аграрного рынка.
Успешное решение указанных выше задач требует эффективного использования новыми хозяевами на селе таких экономических механизмов, как ценообразование, налогообложение, кредитование, таможенно-аграрное регулирование и страхование.
Самым сложным является механизм ценообразования. Поэтому ценовая политика должна основываться на свободном ценообразовании, которое должно сочетаться с государственным регулированием процесса Ц ценообразования. При этом должен быть усилен антимонопольный контроль за установлением цен на материально-технические ресурсы и услуги, за рациональными методами государственной поддержки доходов, получаемых производителями сельскохозяйственных товаров. Необходимо усилить работу по устранению диспаритета цен.
Важнейшую роль в успешном решении задач аграрной политики в области земельных отношений призван сыграть принятый Верховной Радой Украины в октябре 2001 года новый Земельный кодекс Украины, подписанный Президентом Украины Л.Д. Кучмой 25 октября 2001 года, и другие законодательные акты, которыми намечен комплекс мероприятий, направленных на кардинальное улучшение дальнейшего развития земельных отношений и работы АПК в рыночных условиях хозяйствования в нашей стране.
В-четвертых, глубокая перестройка социальной сферы. В успешном решении этой стратегической задачи особенно важным приоритетом на последующие пять лет является осуществление политики доходов и реформирования системы оплаты труда работающих, устранение существующего до сих пор искусственного занижения стоимости рабочей силы, а также очень низкого уровня социальных доходов населения. Именно эти факторы, включая острый дефицит инвестиционно-инновационной деятельности, сдерживают ускорение воспроизводственных процессов и технологическое обновление производства в Украине, что является необходимой предпосылкой обеспечения конкурентоспособности многих предприятий.
С целью решения наиболее сложных проблем социальной политики поставлена задача обеспечить в 2000-2004 годах рост реальных доходов населения в 1,3-1,4 раза, его продуктивную занятость и создание 1 млн. новых рабочих мест, постепенное повышение минимального уровня трудовых пенсий до черты прожиточного минимума. Для этого предусмотрено осуществлять адресную поддержку незащищенных слоев населения, реформировать пенсионную систему, обеспечить опережающее повышение стоимости рабочей силы, продуктивную занятость населения, ускорить развитие жилищного строительства и обеспечение жильем разных слоев населения, улучшить деятельность системы здравоохранения, демографическую ситуацию и др.
В-пятых, энергетическое обеспечение народного хозяйства Украины и энергосбережение. Народное хозяйство нашей страны является одним из наиболее энергоемких в Европе. Украина импортирует более 41% общего объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов. В то же время эффективность использования этих ресурсов пока очень низка, приблизительно в 6 раз меньше, чем в других странах с таким же уровнем доходов и в еще большей мере по сравнению со странами с развитой экономикой. Например, если в Германии энергоемкость ВВП составляет 0,19 килограмма условного топлива на доллар США, то в Украине -1,91 кг условного топлива. Вследствие такого состояния в энергосекторе Украины сложилась критическая ситуация, не преодолев которую невозможно обеспечить не только прогресс в экономике, но и общую стабилизацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4